Алексей Ягудин: «Лучше всего я чувствую себя в бане»

Четырежды чемпион мира, покоритель не только спортивных вершин, но и сердец самых красивых девушек, счастливый отец и просто красавец-мужчина. В его карьере были взлеты и падения. И он, как никто, знает цену победе и уверен, что к ней нужно идти напролом, потому что удача любит смелых.

Четырежды чемпион мира, покоритель не только спортивных вершин, но и сердец самых красивых девушек, счастливый отец и просто красавец-мужчина. В его карьере были взлеты и падения. И он, как никто, знает цену победе и уверен, что к ней нужно идти напролом, потому что удача любит смелых.

«Колобок ты мой...»

Девять лет прошло с тех пор, как Алексей Ягудин покинул большой спорт, но он до сих пор остается одним из самых ярких и сильных фигуристов. И дело не только в великолепной технике. Алексей катается с неподражаемой элегантностью, его танец завораживает и заставляет забыть обо всем. Но мало кто знает, сколько боли ему пришлось преодолеть и сколько мужества и силы духа требовали его блестящие выступления.

Content image for: 447241

Когда мама впервые привела 4-летнего Лешу на каток, она едва ли задумывалась о его спортивной карьере. Ей просто хотелось, чтобы ребенок рос крепким и здоровым. Сам Леша мечтал стать водителем большегрузных автомобилей. Или, на худой конец, водителем такси. Но жизнь распорядилась иначе.

Его первым тренером стал талантливый наставник Алексей Мишин. Именно под его руководством Ягудин одним из первых в мире блестяще справляется с прыжком в четыре оборота, занимает четвертое место на чемпионате мира среди юниоров, а в 1996 году — уже первое. 1998 год принес новые победы — Ягудин занимает пятое место на Олимпиаде в Нагано, впервые становится чемпионом Европы и мира.

Уход молодого фигуриста от своего первого учителя стал для многих полной неожиданностью. Ягудин начинает тренироваться у «великой Татьяны» — Татьяны Тарасовой. Позже он скажет: «Я очень благодарен Алексею Мишину. Именно он сделал все, чтобы добиться моей отточенной техники. Но уход к Татьяне Тарасовой не был ошибкой. Более того, она дала то, чего мне так не хватало — у нее я научился артистичности и скольжению. Она вложила душу в мой танец».

Тарасова слыла человеком очень волевым, с крутым нравом, буквально одержимым своей профессией. Но, похоже, другим человеком быть нельзя, если цель — воспитание чемпионов. Коллеги в один голос отговаривали ее брать Ягудина в ученики: «Что ты с ним будешь делать? Он — технарь, катается, как колода. Его уже никогда не переучить».

В этом была доля истины. И когда Татьяна Анатольевна на сборах в Италии впервые увидела своего нового ученика, она только вздохнула: «Ох, колобок ты мой...». Но, тем не менее, смогла разглядеть то, чего не видели другие. И, как всегда, не ошиблась.

«Леша может все!»

Правая нога болела у мальчика с детства — как выяснится потом, у Алексея был врожденный дефект тазобедренного сустава, когда сустав не полностью охватывает головку бедра. Обычные рентгеновские снимки ничего особо страшного не показывали. Боль то появлялась, то исчезала, и Алексей привык не обращать на нее внимания. Он терпел ее много лет — и перед чемпионатом мира 1999-го, перед чемпионатом Европы 2002-го.

А потом начались интенсивные тренировки перед Олимпиадой 2002 года в Солт-Лэйк-Сити. Невыносимая боль парализовала его в самый неподходящий момент — за несколько дней до отлета в США. И это стало причиной серьезного конфликта с Татьяной Тарасовой, чуть не сорвавшего выступление, которое потом войдет в историю.

К счастью, за один день до отлета они все-таки помирятся. А потом будет череда триумфов. Его выступление на Олимпиаде назовут лучшим в истории олимпийского мужского одиночного фигурного катания, затем он легко выиграет Чемпионат мира. Затем они с Татьяной Тарасовой поставят новую блестящую программу. Но за всеми этими победами стоит боль — и преодоление этой боли, не оставляющей его ни на минуту. Алексей буквально на уколах откатывает первый этап Гран-при в октябре 2002 года. А потом — катастрофа. Первый и последний раз Алексей скажет судьям, что он снимается с соревнований, потому что не может выступать.

Алексей старается не вспоминать турне по Америке, состоявшееся весной 2003 года. Переезжая на автобусе из города в город, он должен был дать почти 100 представлений — все на уколах. На протяжении нескольких лет Алексей молчал о том, что с ним происходит. Когда люди видели его на льду, им и в голову не могло прийти, через какие боли проходит Ягудин. Иногда, при грубоватых приземлениях с прыжков, боль была такой, что в конце программы, когда Ягудин уже кланялся зрителям, он просто тащил эту ногу за собой. Понимал, что не хочет, чтобы зрители это видели, но ничего не мог с собой поделать. Ассистенты помогали дойти ему до раздевалки, потому что сам идти он уже не мог.

Откладывать операцию больше было нельзя. В 2007 году спортсмену сделали замену тазобедренного сустава. И тут начались чудеса. На ноги Ягудин поднялся через 12 часов. Через 2 недели шокировал врачей, пробежав кросс 10 км, через полтора месяца после операции начал репетиции в проекте «Ледниковый период», а через 90 дней, 6 октября 2007 года выполнил первый в своей новой жизни тройной тулуп.

«Я восхищаюсь его мужеством! — скажет потом Татьяна Тарасова. — Лешка может все! Не бывает в жизни безвыходных ситуаций. Если вы до сих пор в это не верите, посмотрите на Алексея Ягудина».

Битва титанов

О противостоянии Алексея Ягудина и Евгения Плющенко ходит множество слухов. В своей книге «Другое шоу» Плющенко рассказывает о своих непростых отношениях с Ягудиным.

«В Питере мы оба тренировались у Мишина. Ему (Алексею) доставались лучшая программа, лучшая музыка, ему всегда уделяли больше времени. А я собирал какие-то остатки... И потом Ягудин местный, питерский. А я приехал из какого-то Волгограда. “Вали в свой Волгоград!”, — эту фразу я слышал и от других спортсменов, но от Ягудина чаще всего».

Когда на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити Ягудину удалось обойти Плющенко, провалившего короткую программу, стало ясно, что это только накалит страсти. Но в итоге Алексею пришлось уйти из-за травмы ноги, и королем льда стал Евгений Плющенко.

А вот что говорит Алексей в одном из своих интервью: «С Плющенко мы никогда не ссорились, но и никогда не дружили. Я могу сказать, что он великий спортсмен. Поклон ему за то, что он сделал в спорте, и, конечно, приятно, что все-таки я победил тогда на Олимпиаде. А по жизни мы с ним не пересекаемся. Он для меня посторонний человек. Зачем мне с ним дружить? Мне и без него замечательно».

Лед и пламень

Слава ловеласа сопутствовала ему всегда. И неудивительно — женщинам нравятся победители. У него были романы с первыми красавицами и умницами — с Сашей Савельевой, Викторией Дайнеко, Татьяной Навкой… Список этот можно продолжить. Однако, похоже, не родилась та девушка, которой было бы под силу приручить Ягудина.

Возможно, именно неверность и абсолютное нежелание связывать себя узами брака стали причинами громкого расставания Алексея и Саши Савельевой. Саша сама приняла такое решение. «Я предложила Леше расстаться. Мы перестали понимать друг друга, последние месяцы говорили как будто на разных языках. А сейчас я и не знаю, как буду с ним общаться. И буду ли общаться вообще. Пока ни о какой дружбе после романа речь идти не может».

Но Алексей искренне считает, что штамп в паспорте еще никого и ни от чего не спас. Что касается его личной жизни — то на сегодняшний день у Алексея все в порядке. Он живет с любимой женщиной — Татьяной Тотьмяниной. Разумеется, в гражданском браке.

Content image for: 447241

Алексей и Татьяна познакомились, когда были еще подростками, во время тренировки на катке в Санкт-Петербурге. Но тогда молодые люди не обратили друг на друга никакого внимания. И только после завершения спортивной карьеры, вновь встретившись в шоу Ильи Авербуха, они посмотрели друг на друга другими глазами.

«Таня удивительная. Никто и никогда не понимал меня так, как она. А что касается брака — нам обоим это не слишком важно. Мы — вместе, и мы — счастливы».

В ноябре 2009 года у пары родилась дочь Елизавета. И это еще сильнее скрепило их союз. «Сейчас центром вселенной для меня стала дочка. А женаты мы или не женаты... Если люди захотят разойтись, то их никакой брак не спасет. К тому же сама свадьба как действие меня никогда не восхищала. Сегодня я могу сказать, что счастлив. Престиж и пафос мне абсолютно безразличны — дорогие часы, автомобили и прочая мишура. Вы будете смеяться, но лучше всего я чувствую себя в бане. С рождением дочери я стал гораздо спокойнее. Жизнь обрела иные краски и иной смысл. Я благодарен судьбе и благодарен тем людям, которые помогли мне стать тем, кем я стал».

Фото: PersonaStars.com