5 самых известных завтраков

Великим даром художника считается его способность превращать обыденные явления в произведения искусства. Даже в завтраке художники видят нечто большее, чем просто утренний прием пищи. Подробности — в статье.

Великим даром художника считается его способность превращать обыденные явления в произведения искусства. Даже в завтраке художники видят нечто большее, чем просто утренний прием пищи. Завтрак дает им возможность показать многогранность человеческих характеров, передать душевные страдания героев и раскрыть тайны их личной жизни, а порой служит лишь прикрытием для воплощения смелых идей.

Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863 г.


Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому салону. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве». В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Он, не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Свой новаторский метод Мане назвал фрагментированием — перенесением классического фрагмента из родной среды в иную — современную. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. В сравнении с оригиналом, их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.

Пьер-Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1880—1881 гг.


Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. Там же он создал еще несколько своих знаменитых картин — в основном портреты и еще один завтрак, только не гребцов, а каноистов. «Завтрак гребцов» — это групповой портрет и участники его — реальные люди. К примеру, мужчина, опирающийся руками на перила террасы — Альфонс Фурнез — сын хозяина ресторана, отвечающий за прокат лодок. Сидит за столиком и забавляется игрой с собачкой возлюбленная самого Ренуара и его будущая жена Алина Шериго. Несмотря на то что картина передает ощущение спонтанности момента, Ренуар выстраивал ее композицию на протяжении нескольких месяцев. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно. Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда.

Пабло Пикассо «Завтрак слепого», 1903 г.


Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» — по господствующему цвету его картин. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов». С его помощью в своих картинах он изображал мир одинокого человека, его тревогу, отчаяние, меланхолию, нужду. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. Пикассо интересует сам человек, и то, что этого человека непосредственно окружает или касается. Через эту взаимосвязь художнику удается гениально передать состояние героя и его ощущения, он заставляет зрителей думать и чувствовать. В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. После него смотреть на глаза слепого, вместо которых только серые впадины, по-настоящему больно.

Павел Федотов «Завтрак аристократа», 1849—1850 гг.


Аристократу с картины Павла Федотова явно не повезло: нежданно нагрянувшие гости могут раскрыть его главную тайну — он давно обеднел. Главное свидетельство этому — завтрак, состоящий из одного только куска черного хлеба, который аристократ поспешно пытается спрятать под книгой, ведь уже слышны шаги в прихожей, забеспокоилась собака, гость вот-вот застигнет его врасплох. Ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием, — одни из любимых тем художника. Родоначальник критического реализма в русской живописи, Павел Федотов выставляет напоказ человеческие слабости и недостатки, обнажая в своих полотнах темные стороны русских нравов. В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Ковер на полу, полированный столик, изящное кресло, картины на стене, античная ваза — этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя — предательски раскрывают всю «правду жизни».

Зинаида Серебрякова «За завтраком», 1914 г.


Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Но их завтрак сложно назвать завтраком, ведь на столе стоит супница, а суп — это исключительно обеденное блюдо. Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. В 8 часов утра — petit déjeuner (буквально «маленький завтрак»), в 12 часов дня — déjeuner («завтрак»), равноценный нашему обеду. Поэтому и супница, изображенная на картине, абсолютно оправданна. Стоит обратить внимание на сервировку стола — белая скатерть, фарфоровая посуда, прозрачный графин — все говорит об аристократизме, размеренном и спокойном укладе жизни. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. Не случайно и ее жанр критики определяют как групповой портрет, на котором художница нарисовала своих троих детей. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте, их настроение быстро меняется, и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей, их душевное состояние. В этом смысле завтрак (и не важно, русский он или французский) — время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни.

6фотографий