Точка зрения: я хочу выглядеть как «бомж» в Большом театре

Fashion-редактор «Леди Mail.Ru» Татьяна Пятых размышляет о смерти модного диктата и о том, почему так важно одеваться в удовольствие себе, а не окружающим.

Недавно Интернет облетела история основателя Рокетбанка Олега Козырева. Мужчина со своей девушкой пришел смотреть квартиру в центре Москвы, да вот мерзавец, не удосужился одеться соответствующе. Осмотр квартиры — это вам даже не открытие сезона в Grand Opera в Париже и не Мариинский театр. Это — престижный дом, в центре столицы. Риелтор оглядела парочку из подъезда и отказалась пускать их в дом, аргументируя это тем, что их внешний вид не соответствует образу людей, которые могли бы позволить себе снять такое жилье.

Контент недоступен

В Facebook разверзлись врата ада, и аудитория разделилась на два лагеря: первые с пеной у рта защищали риелтора, утверждая, что это деловая встреча и Козырев должен был одеться соответствующе, вторые говорили, что у человека есть право выглядеть так, как хочет он сам. Деловая встреча или нет, но я, пожалуй, примкну ко второй группе.

Нам безумно повезло: мы живем в эпоху, в которой сегодня ты — пацан с окраины (ну мало ли, какие у кого душевные порывы), завтра — томная девица из XIX века в ампировском платье с завышенной талией, послезавтра — звезда эпохи диско. И все это уместно, органично, здорово. Но нет, россияне цепко удерживают свои культурные, модные коды: золото, мех, кофточки по фигуре, маленькие бриллианты в серьгах, каблуки.

Все это обеспечивает скучную безопасность (равно как и теории типирования). Универсальный комплект: сапоги, юбка и свитер спокойных оттенков, которые в идеале еще и подобраны по фигуре и соответствуют конкретному цветотипу, куда спокойнее и приятнее неудобного «А вдруг не то подумают», «А вдруг коллеги пойдут пережевывать мой внешний вид в курилку», «В ресторане нахамят, в магазине не так обслужат, потому что я «как бомж», то есть в кедах и джинсах, а не в шубе и на каблуках». Можно придумать еще с десяток таких нелепых вопросов, которые, к сожалению, возникают в голове в России 2017 года.

Дизайнер Миучча Прада на Каннском кинофестивале. Российский дизайнер Изабелла Потемкина на премии Муз-ТВ.
Дизайнер Миучча Прада на Каннском кинофестивале. Российский дизайнер Изабелла Потемкина на премии Муз-ТВ.
Указывать тебе, как ты должна одеваться, не имеет права никто. Ни муж, ни модные редакторы, ни стилисты, ни родственники, ни друзья. Ровно до тех пор, пока ты сама не спросишь их мнения. Модный диктат — такое же безнадежно устаревшее явление, как VHS-кассеты и телефонные справочники. Весь прогрессивный мир давно переоделся в удобные джинсовки и кеды и бежит себе заниматься своими делами, пока мы топчемся на месте и переживаем, а что же о нас подумают.

Российские сайты о моде продолжают выпускать материалы «Как подобрать одежду по фигуре» и вдалбливают в головы читателей: «Полные ноги нужно прикрывать широкой макси-юбкой». Спасибо, ребята. Я  уж как-нибудь сама разберусь.

Сколько еще нам придется отстаивать свое право выглядеть как угодно и где угодно? И когда мы прекратим мериться дороговизной телефона, сумки, машины, собаки или… пакета.

Год назад телеканал Москва 24 проводил эксперимент и раздавал пакеты из ЦУМа, Gucci и других дорогих и не очень магазинов, ради которых люди стояли в очереди под дождем. Зачем? У пришедших к указанному месту были разные версии: кто-то считает, что это красиво, кто-то собрался в таком виде отправлять подарки близким «чтоб гламурненько». Короче, после ввода фразы «брендовые пакеты» в поисковике на меня посыпалась гора сайтов, продающих эти самые пакеты. Вот оранжевый цумовский за 45 рублей, вот Chanel по 65, а вот совсем невиданная роскошь — пакет из Duty free. Мол, я не только закупаюсь в Louis Vuitton (такие пакеты тоже в наличии), но еще и за границей бываю.

Кому это важно? Да никому! Казалось мне.

Откуда и зачем в России такое невероятное желание покрасоваться самым нелепым способом. Ведь в итоге, в пакет Tiffany & Co (очень часто заклеенный скотчем) помещается контейнер с куриной грудкой и рисом, а дорогая квартира остается без хозяина.

Принц в Brioni и на Maserati так и не приехал, а молодой парень, который может выглядеть так, как хочет он, и который готов заплатить немаленькие деньги за квартиру, на роль хозяина не годится: соседи могут возмутиться. И опять вырывается оглушительное: да и плевать же!

Финальный выход креативного директора Christian Dior Марии Грации Кьюри. Выход дизайнера Юлии Прохоровой.
Финальный выход креативного директора Christian Dior Марии Грации Кьюри. Выход дизайнера Юлии Прохоровой.

Сказать, что от всего этого хочется погрузиться в болото тоски — ничего не сказать. Вроде бы люди стали путешествовать, увидели, какая жизнь может быть в других городах и странах.

Вот, в Париже толпа китайцев стоит в спортивных костюмах за Dior, и они спокойно покупают сумку за несколько тысяч евро в одежде Adidas, а вот пожилая пара во Флоренции выпивает кофе на веранде в «домашнем».

В России поход за одеждой все еще приравнивается к выходу в свет. Иначе я не могу объяснить, на черта делать такой макияж и надевать настолько неудобную одежду, отправляясь в ТЦ у дома.

Помню, как-то мой бывший начальник сказал одну очень точную вещь: «Если предел мечтаний человека — покупка нового дорогого пальто, то он всю жизнь так и будет мечтать о пальто». Может, нам всем пора наконец расслабиться и прекратить грезить о дорогом пальто? Ходить в хороший ресторан, потому что там — вкусно, а не потому что это возможность покрасоваться перед другими людьми. Отправляться за картошкой и другими корнеплодами в том, в чем удобно, и раз и навсегда напомнить всем волнующимся за чужой внешний вид, что их мнение никто не учитывает.