Как я нашла курсы по стендапу
Полгода назад я приняла одно из самых правильных решений в своей жизни — пошла на курсы стендапа. Да, существуют такие курсы, и да, можно научиться шутить. В Москве есть онлайн-курс Павла Воли (но, по-моему, совсем бред — пытаться хохмить по интернету), несколько театральных студий и стендап ЦИМермана. Вот в последнее место по наводке знакомого я и отправилась. Мне предстояло «прослушать» 8 занятий и выступить с итоговым монологом перед залом. Курсы стоили 20 тысяч рублей, сегодня цена возросла до 40 тысяч.
Главное заблуждение, с которым я шла на курсы, — что мне удастся отшутиться на какие-нибудь общие, отвлеченные проблемы, не особо касаясь себя. Ну там, про давку в метро, про вечные очереди, про короткие выходные. Но быстро стало понятно: скрыться не удастся. Уже на первом уроке каждого из группы заставили говорить о себе, рассказать небольшую биографию, причем прежде всего обратить внимание на свою внешность.
У меня две особенности: я высокая, в глазах окружающих прямо очень: 185 см. За 30 лет меня успели достать вопросы о моей возможной карьере в модельном бизнесе и игре в баскетбол или в волейбол. Это же не смешно, а печально, что люди связывают высокий рост со спортом или подиумом, а я ни тем, ни другим не занимаюсь. Вторая — у меня на коже следы от прыщей. Их я не люблю обсуждать, надеясь, что никто не замечает мою неровную кожу, а значит, и я ее не замечу.
Оказалось, смешнее и естественнее всего звучит то, что идет от сердца, что близко тебе, а значит, находит отклик у публики. Стендап учит обращаться с мнением окружающих как с инструментом: от стереотипов, связанных с лицом, ростом и фигурой, никуда не уйти, но если перевести все в стеб, поиронизировать над собой, то все сложится в комедию. Плюс ко всему ты выставишь в дурном свете недалеких людей с их штампами — такая вот веселая месть. В комедии это называют смехом слабого над сильным.
Комедия — по сути, терапия. И пообщавшись с моими согруппниками с курсов, я поняла: все то же произошло и с ними — многие личные вещи было сложно доставать со дна души, но стоило открыться и превратить боль в шутку, как со старыми ранами стало легче жить. Интересно, что половина группы была моего возраста (30 лет), а другая — чуть старше (от 37 и до 45 лет). Вот за это мне тоже нравится комедия: в ней нет возраста!
Гвоздями моего выпускного выступления стали шутки про внешность. Например, про то, что большинство диктаторов были маленького роста (Муссолини и Сталин — 169, Гитлер ненамного выше), а у высоких нет времени на планы о захвате мира, им бы найти место для своих ног и подходящее по размеру место на кладбище. Конечно, я говорила и про лицо — что не нужно судить адекватного взрослого человека, если он спьяну уснул на камнях.
Как я нашла любовь с помощью юмора
Параллельно с учебой я сидела в «Тиндере» и однажды наткнулась на одного стендапера (он это в профиле написал):
— А тебя часто спрашивают про рост? Что, ты и правда такая высокая? — первым начал он диалог.
— Да, так же часто, как тебя про стендап. А ты и правда такой смешной? — парировала я в ответ.
Так мы и начали общаться. Выяснилось, что он выступал два года назад, но забросил это из-за загруза на работе (он преподает в школе).
Парень пришел на мое финальное выступление на курсах, а через несколько дней я позвала его поддержать меня на моем первом выходе на сцену в баре — меня вдохновили на это согруппники, которые хотели быстрее попробовать свои скилы в деле. Это так называемые Открытые микрофоны, на которые можно записаться бесплатно всем желающим при выполнении несложных требований. У всех площадок они разные: к примеру, привести двоих друзей, принять участие в конкурсе репостов или записать сториз.
Тогда, в баре, он просто сидел и слегка волновался за меня, а уже через неделю решил «возобновить» свою комедийную карьеру. Мы вместе придумывали шутки, а потом стебали со сцены друг друга.
— Я считаю, что моя девушка красивая, а она считает, что она стендап-комик. Она считает, что научилась шутить за месяц на курсах, а я пять лет учился на учителя и до сих пор считаю, что не умею преподавать и работать с детьми.
Возможно, кто-то бы обиделся на такую шутку, но я ее обожаю. По секрету: потому что он считает меня красивой.
Кто такие «представители женской комедии»
Зачем нужны эти «Открытые микрофоны»? Ты приходишь на два-три часа в бар, тащишь с собой друзей, выступаешь в лучшем случае с 20 другими комиками, в худшем — с 35 (на каждого по три минуты, а то и больше). И тебе за это еще и ничего не платят. Если кто и платит, так это ты: за выпивку или еду в баре, потому что высидеть столько, да еще и на пустой желудок — это уж совсем дичь. Конечно, не самое простое хобби, но мне пока нравится всеобщая атмосфера юмора и такой вот необычный способ оценить себя (по шкале «Смеялись/Не смеялись») да еще и с парнем увидеться.
И все же есть и более серьезная мотивация. К примеру, более опытные комики проверяют свои шутки на публике и решают, что из них взять на кастинг в «Открытый микрофон» на ТНТ. Кто-то надеется собрать материал и пойти с ним в Standup Moscow — другое место, где тебя могут заметить скауты с ТНТ. Другие зарабатывают на ведении корпоративов и свадеб и учатся импровизировать и общаться с публикой. К примеру, на такие микрофоны часто приходит Роман Третьяков — тот самый бывший Ольги Бузовой из «Дома-2», который стал ведущим. И он, кстати, не боится шутить про то, что все сводят его заслуги только к участию в этом телепроекте.
Правда, есть одна вещь в российском юморе, с которой я никак не могу примириться. Да, комики умеют шутить над всеми стереотипами и людьми, которые вцепились в них и не отпускают, но сами выступающие все никак не отделаются от навязанных нам гендерных ролей. Когда я выхожу выступать на сцену в баре, перед моим появлением (как и перед появлением любой женщины) ведущий говорит: «Сейчас на сцену выйдет представитель женской комедии, давайте погромче ей поаплодируем. Это же девочка!»
И каждый раз я обижаюсь («А что, бывает мужская комедия?»), я думаю про сквозящую во фразах жалость (как будто бы кто-то должен мне обязательно хлопать, а не то я расплачусь — у меня же через ПМС). Но самое обидное, что выступающие девушки (которых меньше, чем мужчин, но их число все равно растет) этого даже не замечают: эти глупости про то, что мы такие девочки и — хи-хи-хи — обращаться с нами нужно иначе, да и шутить мы, скорее всего, не умеем, всех устраивают. Как считаешь, пора бы написать об этом шутку?
Личные истории, которые точно тронут твое сердце:
– Девушка с дисплазией нашла утешение в макияже;
– Блогер создала паблик для мам с растяжками и целлюлитом;
– Россиянка переехала в Лондон к болгарину из-за большой любви.