Вспоминаем историю самого успешного трио советской эстрады. Как они ругались, мирились и сочиняли песни, которые вот уже больше 40 лет поет вся страна.
От блокады к песням
В детстве Илья Резник пережил блокаду Ленинграда, а позже стал главным сочинителем хитов на советской эстраде. Грустные, задорные, лиричные: его стихи отражали мир человека, который много повидал и понял в жизни.
Поэзией он стал заниматься уже в начале 1960-х годов. Тогда, преодолевая сопротивление семьи, которая настаивала, что «мальчику нужна нормальная профессия», Илья поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Затем он ушел работать в Театр имени Комиссаржевской, но стихи стали занимать все больше его времени.
В 1969 году на эстраде впервые прозвучала его песня — это была «Золушка» в исполнении Людмилы Сенчиной. А три года спустя Резник совсем покинул театр. Поводом для этого стало знакомство с начинающей молодой певицей Аллой Пугачевой. В 1972 году он увидел ее выступление с оркестром Олега Лундстрема и подошел познакомиться. Глядя на Пугачеву Резник понял, что нашел то, что искал так долго: певицу, которая сможет идеально спеть его стихи. Именно для нее он написал свои лучшие хиты: «Маэстро», «Без меня», «Старинные часы».
Трио
Прибалтийский композитор Раймонд Паулс присоединился к творческому дуэту Пугачевой и Резника в конце 70-х. Причиной для этого стал разрыв Пугачевой с ее основным композитором Александром Зацепиным.
В 1977 году Пугачева и Зацепин поругались во время работы над художественным фильмом «Женщина, которая поет» (рабочее название «Третья любовь»). Пугачева исполняла в этом музыкальном фильме главную роль. Картина рассказывала о жизни эстрадной певицы и была во многом автобиографической. Зацепин писал к фильму музыку, однако Пугачевой удалось включить в фильм и несколько своих песен.
Она скрыла свое авторство под псевдонимом Борис Горбонос. Зацепин был возмущен появлением конкурента в картине и еще больше разозлился, когда узнал, что конкурент — сама Пугачева, с которой он тесно сотрудничал.
Официальное рождение трио Резник — Паулс — Пугачева состоялось, по словам Резника, в 1980 году в городе Омске.
Сюрпризом стала песня «Маэстро». Пугачева впервые исполнила ее на новогоднем «Голубом огоньке» 1980 года — она сразу же стала хитом. На передаче Раймонд Паулс сам подыгрывал Пугачевой на рояле. После этого публика приписала Пугачевой и композитору роман.
Чуть позже Пугачева исполнила и две другие песни, написанные Паулсом — Резником. Это были «Песня на бис» и «Старинные часы» — обе стали хитами и укрепили сотрудничество трех талантов.
Советская богема
Резник вспоминал, что они с Паулсом любили работать сессиями. Поэт приезжал к Раймонду в Латвию, тот ждал его уже с готовыми мелодиями. Вдвоем они устраивали то, что сейчас называют словом «брейн-шторминг»: интенсивно подбирали слова и музыку будущих хитов.
«Я всегда любил эти наши «черновые» музыкальные посиделки. Раймонд никогда ничего не делал вполноги. Вот и тогда, имея рядом с собой лишь одного слушателя, он играл так страстно и увлеченно, как если бы выступал на большой сцене», — говорил Резник.
Сам Паулс вспоминает тот период жизни, как богемный: «Тогда ни у кого не было миллионов. И вот мы что-то собирали, что-то одалживали, что-то зарабатывали — и сразу пропивали!.. Вели настоящую богемную жизнь. Чаще всего в Москве мы собирались у Пугачевой. Устраивали всякие капустники».
Дружба
Активное сотрудничество трех талантов продлилось до середины 80-х годов, когда появились песни «Без меня», «Делу — время», «Годы мои».
Общение, как вспоминали потом участники звездного трио, происходило не без конфликтов. Так, например, Раймонд Паулс говорил о сложном характере Пугачевой и о том, что она позволяла вслух пренебрежительно отзываться о его песнях.
В свою очередь Пугачева рассказывала, что иногда песни, сочиненные Паулсом и Резником для нее, вдруг неожиданно попадали к другим артистам.
Сам Резник вспоминал, когда в 90-х Примадонна задумала выпустить «золотую коллекцию» своих песен, ему как автору предложили ничтожно малый гонорар.
Однако, несмотря на разногласия, Илья Резник, Раймонд Паулс и Алла Пугачева и сегодня находятся в дружеских отношениях. Резнику — 80 лет, Паулсу — 83, Пугачевой — 69. «Мы ругались и ссорились, всякое было… Ясное дело, мы родные люди. Поссоримся, помиримся», — вспоминала Пугачева.
А Раймонд Паулс накануне очередного юбилея признался: «К сожалению, так и не случилось у нас романа с Аллой!» И добавил: «Возможно, если бы между нами что-то случилось, то мы сейчас не были бы так дружны с Аллой».
Еще читай — «Жена — мой тыл». История любви Алексея Булдакова.