Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку, чтобы всегда быть в хорошем настроении
Рассылка
Подпишись, и ты всегда будешь знать, чем порадовать свою семью и побаловать себя
Рассылка
Подпишись на свой личный гороскоп, и заряд позитива на каждый день тебе обеспечен!
12 июля 2019, , Источник: Lenta.Ru

Как россиянок приучают быть хуже мужчин

Одной из последних громких новостей о дискриминации стало повышение проходного балла для девочек в пермской гимназии номер 4. Преподавательница НИУ ВШЭ Элла Россман разбиралась, откуда берутся стереотипы о мальчиках и девочках и как именно они влияют на детей.

Пермская гимназия номер 4 стала известна на всю страну после того как повысила проходной балл для поступающих девочек. Для них условием приема стал результат 69,1 балла, для мальчиков — 65,7. Директриса Татьяна Дьякова объяснила разницу тем, что девочки более прилежные в детстве, но именно мальчики в результате «становятся лидерами» и «управляют страной», — поэтому, по ее логике, им нужны преференции.

Школу проверила прокуратура, однако суд не обнаружил дискриминации в этой очевидно дискриминационной ситуации. Позже, уже в июле, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий (Смирнов) заявил, что женщины «слабее умом», а люди вроде Марии Кюри — это редкость. 

Слова директрисы Татьяны Дьяковой симптоматичны. Кто не слышал в своей жизни формулу: мальчикам нужно помогать, потому что они «медленно созревают, зато потом…»? Ее в разных вариациях повторяют учителя, родители и школьные психологи. Но в этой формуле нарушена причинно-следственная связь.

Современных социологов очень занимает вопрос, как в социальном плане сделан наш пол, какие представления о нем (зачастую не имеющие ничего общего с биологией или особенностями гормональной системы человека) сконструированы обществом и культурой. Многие из этих представлений работают так же, как другие массовые заблуждения — вроде тех, что солнечное затмение приносит беду, а разбитая посуда — счастье. И вместе с другими массовыми заблуждениями они оказываются чрезвычайно живучими и переходят из поколения в поколение.

В социологии социализация — это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация происходит, когда ребенок контактирует с другими людьми и постепенно обучается правилам (гласным и негласным), принятым в его сообществе. В той или иной степени человек социализируется всю жизнь (особенно когда меняет окружение — например, переезжает в другой город или страну), однако основные нормы и ориентиры закладываются у нас еще в детстве.

Как и многие другие общественные нормы, стереотипы о мужчинах и женщинах мы приобретаем в процессе взросления. Исследователи выделяют разные источники таких идей — это и родители, и другие значимые для ребенка взрослые, вроде учителей и наставников в спортивных командах. Стереотипы транслируются в книжках, в мультфильмах, в медиа, они все время присутствуют в информационном поле, внутри которого растет ребенок. Постепенно он их интериоризирует, то есть присваивает, и начинает ориентироваться в окружающем мире при помощи этих установок.

Но идеалы мужественности и женственности нестабильны и меняются со временем, различаются от страны к стране, от народа к народу. Даже у представителей разных классов и социальных слоев внутри одной нации эти идеи могут разниться: мальчик из семьи московской интеллигенции вряд ли будет отвечать представлениям о мужественности, принятым в среде рабочих металлургического завода, и наоборот. Англичанка в юбке-карандаше, руководящая небольшим отделом в рекламном агентстве, вряд ли вызовет вопросы у современников, а в викторианском обществе одно ее появление скандализировало бы приличную публику.

Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще.

Кроме того, гендерные нормы могут резко изменяться вместе со сменой власти и режима в стране, хороший пример — постсоветское пространство, где мутации представлений и установок мы можем наблюдать буквально в режиме реального времени.

При этом можно выделить и идеи, которые объединяют все общество или даже несколько обществ. Например, для западного мира на протяжении веков был свойствен идеал инициативного, активного в публичной сфере мужчины и заботливой и чувствительной, но по большей части пассивной и ведомой, ориентированной на семью и детей женщины. Те, кто нарушал эти представления, вызывали страх и отторжение, практически бессознательное желание «поставить человека на место» — в том числе самыми жесткими методами.

Как именно влияют на нас стереотипы и насколько сильно это влияние, демонстрирует, например, эксперимент социального психолога из Стэнфорда Клода Стила. Вместе с коллегами Стил набрал две группы студентов, мужчин и женщин, в основном второкурсников, сильных в математике.

Студентам дали несколько тестов по математике и сконструировали разные социальные условия тестирования. Одно из проверочных заданий предварили небольшим вступлением: первой группе студентов сказали, что оно демонстрирует разницу между мужчинами и женщинами в их способностях к математике. Второй группе объяснили, что тестирование не показало различий между людьми разного пола по этому предмету. Студентки показали себя гораздо хуже студентов, когда тест предварили вступлением о гендерных различиях — и это при том, что в обеих группах участники были примерно одинакового уровня. Дальнейшие эксперименты (как вариации этого опыта, так и другие эксперименты, например, с афроамериканцами, на которых транслировали расовые стереотипы) только подтвердили догадку: установки, которыми предваряют тест, сильно влияют на то, как студенты себя проявят.

В эксперименте Стила студенты показывали разный результат в зависимости от того лишь, что им говорили перед тестом. Сложно переоценить, какое влияние на нас и наши успехи оказывают слова и идеи, которые транслируются постоянно, день за днем, год за годом.

Есть и исследования, которые фиксируют подобные изменения. Например, длительное наблюдение детских психологов Франчески Мунтони и Яна Ретельсдорфа из Гамбургского университета показывает: представления родителей о мальчиках и девочках влияют на то, как дети учатся читать.

Исследовались случаи 1508 школьников из 60 школ Германии. На протяжении почти двух лет психологи анкетировали учеников и их родителей, чтобы зафиксировать, влияют ли представления взрослых на успехи детей в чтении. Выяснилось, что гендерные стереотипы родителей определяли, насколько дети верили в себя и в свои силы, какие задачи они считали особенно важными и как результат предопределяли их успехи. В частности, идея о том, что девочки более предрасположены к чтению, приводит к тому, что они и вправду обгоняют в этом навыке мальчиков, причем по всей стране. Работать эта схема может и негативно: мальчики не уверены в своих силах в чтении из-за расхожих идей об их не особо блестящих способностях на раннем этапе, и потому могут показывать худшие результаты.

Вполне возможно, что то же самое особое прилежание девочек — следствие женской гендерной социализации (ЖГС). Нас с раннего детства учат быть более аккуратными и дисциплинированными, эти черты считаются естественными и натуральными для женщин по рождению.

Что точно влияет на девочек сегодня, так это отсутствие достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников. Исследования социологов и психологов все больше подтверждают простую догадку: женщины реже становятся президентами, менее представлены в бизнесе и науке именно потому, что с детства им отказывают в уме, лидерстве и блестящем будущем, а жизненные перспективы зачастую ограничивают домом и семьей.

Начинания и таланты девочек игнорируют, в их одаренность не верят — или даже создают реальные препятствия на пути к знаниям, как в случае с пермской гимназией. Возникает феномен «исчезновения» одаренных женщин: мы видим множество талантливых девочек в дошкольных учреждениях и школах, но на каждом следующем этапе цепочки «университет-работа-карьерный рост» женщин становится все меньше и меньше. Они оседают на непрестижных работах или полностью исчезают из поля зрения, уходя в семью и личную жизнь.

Интересно, что даже те достоинства, которыми девочки очевидно для всех обладают (такие как прилежание и усердие, например) — для многих недостаточны для того, чтобы стать лидерами. Или, как в нашем случае, чтобы поступить в престижную школу. В мальчиках же, даже если они пока «недотягивают», находят скрытый потенциал и огромные возможности.

В нашей стране также есть исследования механизмов гендерной социализации в российском контексте. Например, социологи из ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева провели серию интервью и выяснили, что представления о мужском и женском, о том, чем девочки и мальчики «должны» заниматься и как себя вести, прививают с самого раннего, несознательного возраста — еще в дошкольных учреждениях, где и мальчикам, и девочкам предлагают чрезвычайно узкие рамки «нормальности» и однообразные роли (грубо говоря, «снежинки и пираты», и никак не наоборот). Маленькие девочки оказываются в этой системе особо уязвимыми — от них требуют постоянно искать одобрения со стороны других, быть максимально послушными и тихими и интересоваться очень ограниченным числом предметов и тем. Такое однообразие может мешать индивидуальному развитию детей, особенно, если систему поддерживают и дома.

Также нельзя обойти вниманием исследование социолога из ВШЭ Ольги Исуповой — старшей научной сотрудницы Института демографии НИУ ВШЭ. Она опрашивает девочек из «хороших семей» — учениц и выпускниц престижных московских гимназий и лицеев, а также их родителей и родителей школьников из престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Соликамска. Пилотные интервью показали, что от девочек из «хороших семей» в России требуют практически невозможного: образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры, ориентации на семью, «незаурядной силы духа», — и все это одновременно.

Завышенные ожидания со стороны родителей подкрепляются общественными стереотипами и высокими стандартами, предъявляемыми девочкам в школах. Их все время оценивают, заставляют соответствовать новым и новым идеалам и жестко критикуют за малейший проступок. Многообразие требований и нежелание выделять из них приоритетные и факультативные невротизирует старшеклассниц, воспитывает страх ошибки и оставляет для них чрезвычайно ограниченное пространство свободы, не говоря уже о времени на отдых и собственные увлечения.

При этом «светлое будущее», ради которого все старания, крайне туманно. Родители и сами не знают, чего ожидать их дочерям в дальнейшем. Получается, что девочкам часто приходится прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач и перерабатывать ради неясных перспектив и чужих ценностей.

Работы о специфике гендерной социализации в нашей стране и за ее пределами начали появляться в России довольно давно. Этнографию детства и, в частности, особенности социализации детей в разных обществах, изучал еще в 1980-е годы советский социолог Игорь Кон. В 1988 году он выпустил монографию «Ребенок и общество», где описывал в том числе особенности гендерной социализации. А в 2009 году вышла его книга «Мальчик — отец мужчины», посвященная специфике воспитания мальчиков в разные времена и тому, как нормы, привитые в раннем детстве, влияют на мужчин всю их жизнь.

Из этой книги и из перечисленных выше исследований можно сделать еще один вывод: гендерные стереотипы вредят и мальчикам. В прошлом году Американская психологическая ассоциация выпустила специальную брошюру с советами о том, как психологам работать с клиентами-мужчинами и мальчиками, учитывая специфику их мужской гендерной социализации (МГС).

Кроме всего прочего, там описывается, как традиционные представления о мужественности и гендерных ролях негативно влияют на жизнь мужчин. Требования сдерживать эмоции, например, мешают здоровым образом переживать стрессы и как следствие могут приводить к агрессии по отношению к окружающим, злоупотреблению наркотиками и алкоголем.

Установка самостоятельно, «по-мужски», решать все проблемы, даже непосильные, не позволяет вовремя получить необходимую помощь — в том числе медицинскую (отсюда в том числе низкая средняя продолжительность жизни мужчин). В брошюре рассказывается, как психолог может помочь мужчине или мальчику научиться выражать свои чувства и налаживать отношения с окружающими мирным путем.

Эксперименты по полному отказу от различения мальчиков и девочек в воспитании все же редкость: речь по большей части идет не о полном стирании разницы между мужчинами и женщинами, а о том, чтобы сделать жизнь более свободной от сковывающих представлений и дать людям любого пола возможность проявлять себя в разных областях, будь то семья или наука, искусство или политика, бизнес или воспитание детей.

При этом россиянам приходится особенно сложно: им необходимо растить детей в ситуации, когда школа и другие общественные институты все чаще эти стереотипы транслируют. Например, детей учат лженаучным идеям вроде телегонии (опровергнутая теория о том, что на «генетическую память» женщины влияют все ее предыдущие сексуальные контакты) — множество подобных утверждений можно найти в учебнике «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на старшеклассников и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

Мы сами можем не замечать все те установки, к которым приучены с детства. И в первую очередь важно анализировать собственный опыт: вспоминать, что нам говорили в детстве, кто это говорил и как это влияло на вас, наблюдать за своим окружением и идеями вокруг, а затем обсуждать все это с ребенком и учить его критически осмыслять действительность с самых ранних лет.

Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
41
Том Ка
В ответ на комментарий от Манька Облигация
Манька Облигация
А меня больше всего порадовало высказывание религиозно-общественного деятеля, что "женщины слабее умом". Прелестно, просто прелестно)
СсылкаПожаловаться
Сначала это высказывание меня возмутило. А потом, подумав, я пришла к выводу, что этот религиозный деятель, возможно, прав. Ведь храмы, церкви посещают огромное количество людей, и подавляющее большинство из них женщины. Будь эти женщины умнее, вряд ли бы они ходили в церкви.
СсылкаПожаловаться
Kikki Mora
В любом обществе есть традиции и есть стереотипы. С этим можео бороться, можно мириться. Но какие бы тома исследований ни написали, гендерные различия есть. Это природа. Её не обманешь. Физические и психологические отличия и возможности полов, особенности мыслиткльных процессов и поведения не отменить диссертацией. Маленькие мальчики, когда их учат читать, и представления не имеют, что девочки учатся читать быстрее. В женском головном мозге в 20 раз больше нейронных саязей между мыслительным и речевым центром. Женшины - чувства и эмоции. Мужчины - логика. Женщины - тактика, мужчины - стратегия. Да, равноправие должно быть. Но вот в чём дклр. В советское время еще одна маленькая девочка мечтала стать капитаном дальнего плавания и добилась своего. Сейчас вроде препятствий нет, но и женщин - капитанов дальнего плавания тоже не наблюдается.
СсылкаПожаловаться
Миша Матвеев
Это статья от феминистки. И очень характерно когда нас называют россиянами. Меня передергивает с тех пор как ельцин говорил, дорогие россияне. Статья импортная
СсылкаПожаловаться
nika2011
В ответ на комментарий от Nat История переписки2
Nat
Вот-вот, как я ненавидела уроки труда. Росла с двумя братьями, может поэтому мне интереснее было гвозди забивать, и с отвёрткой играть. Игрушки разбирала и собирала, да и не только игрушки)
СсылкаПожаловаться
То есть шить,вязать,готовить не нужно уметь? Последнее хотя бы умеете? И мальчикам уроки кулинарии тоже были бы полезны
СсылкаПожаловаться
nika2011
Блин,комментарий выше ответ на другой пост
СсылкаПожаловаться
nika2011
А вообще изобретать велосипед глупо. Раздельное обучение приносило свои плоды и сейчас во многих странах приносит. Тогда не сравнивают мальчиков и девочек. И да,девочки есть очень умные,но и глупые в 6лет во много Рахмет быстрее многих мальчиков читают,разговаривают лучше и аккуратнее пишут. И что? Они умнее? Нет. А вот мальчикам часто неинтересно становится,а у девочек некоторых ложное представление о своем уме. Только раздельное обучение поможет,причем некоторые уроки,такие как география,история,языки иностранные,можно совместно.
СсылкаПожаловаться
Анастасия Донских
В ответ на комментарий от Ольга История переписки3
Ольга
вот согласна, сколько себя помню - Европа всегда загнивала,,,толпы в нее рвутся погнить за компанию
СсылкаПожаловаться
Точно! "Загнивающий" Запад ещё станцует на похоронах гундяевцев! Искренне надеюсь на это посмотреть!
СсылкаПожаловаться
Анна Титова
В ответ на комментарий от ...
...
"Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще."
Ага, а что конец света не наступил - это заслуга сектантов, которые отмолили нас от катастрофы). Никаких заслуг феминисток тут нет - это лишь следствие, как там же и говорится, политических, идеологических, экономических веяний. После революции у нас все права женщинам дали не потому, что феминистки боролись, а потому, что надо было советскую систему в выгодном свете представить. Как и сейчас, капиталисты используют женщин как инструмент эксплуатации мужчин, потому и делают из них священную корову, даже наказания за типа "изнасилования" как за убийство придумали, чтоб не думали бесплатно брать, а сначала потратились на подарки и создание имиджа, чтоб получить заветный секас.
СсылкаПожаловаться
А надо бесплатно брать,а права ,данные советской системой,обратно отобрать?Чтобы капиталисты мужчин не эксплуатировали?Откуда вы все такие берётесь,вас правда, что-ли, куры высрали,а не женщины родили?
СсылкаПожаловаться
Анна Титова
В ответ на комментарий от nika2011 История переписки3
nika2011
То есть шить,вязать,готовить не нужно уметь? Последнее хотя бы умеете? И мальчикам уроки кулинарии тоже были бы полезны
СсылкаПожаловаться
В нашей школе в 7классе(Москва,кстати!!)у девочек были уроки труда,они там трусы шили.У мальчиков в это время-Информатика.Когда я возмутилась,мне сказали-так себе на этой информатике,ничего нового,дети это и так знают.А вот трусы блть шить уметь полезно!К вопросу о том,кто "умнее".
СсылкаПожаловаться
Valentina Kamenskaya
Все эти высказывания о том, кто умнее, а кто глупее - это, действительно, стереотипы учителей, родителей и вообще взрослых. Как показывают точные методы изучения интеллекта детей и подростков, он (ум и интеллект) у детей разного пола практически одинаков. К тому же, девочки чаще бывают интеллектуально более обеспечены в дошкольном и школьном возрасте по крайней мере. А дальше, как говорил мой научный руководитель, у большинства женщин наступает гормональная катастрофа в виде беременностей и родов. Это взгляд мужчины и физиолога заодно. Действительно вопрос не простой. Куда же девается ум и способности взрослеющих женщин? Где открытия и произведения искусств одаренных женщин? Социальная практика говорит о том, что в семейной и общественной жизни господствует система сдержек и тормозов для женской карьеры. Кто-то должен готовить, убирать, воспитывать детей. Общество настаивать, Что это женская обязанность. А что должен делать мужчина? Приносить деньги домой для обеспечения семьи. Как он с этим справляется - видно по числу абортов замужних женщин в стране, сделанных по причине плохого материального положения из-за неспособности мужей хорошо или нормально зарабатывать. Ну и при чем здесь ум мужа и жены? Работают иные социальные по природе механизмы разделения домашнего труда. Кстати, движение феминисток наносит скорее вред, чем пользу из-за скандированной агрессии по отношению к мужчинам.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Горячие темы комьюнити
И он обиделся. Стал приставать когда я спала. И я хотела спать, а не секса. В результате не разговаривает со мной второй день. Я что, не имею права отказать? Надо сказать, что секс у нас регулярно и...
556
...навеяно предыдущими постами об уборке и готовки женщин и любви к себе... Много лет назад, у меня была коллега, которой очень нравилось учить меня жизни, очень часто повторялась фраза "надо...
511
Посплетничаем? Кейт Миддлтон беременна в 4-й раз.
338
"мужикам от баб надо только одно"! Но ведь как показывает практика этот стереотип насаждают те дамы, которым кроме этого "одного" и дать больше нечего. или не так?))
305
Вы доверяете таким мужчинам? Ведь, если женщина строила семью всю молодость, а потом осталась одна , то это врядле ее инициатива?
242
Вот поясните мне мужчины ,чего такого лучшего, хорошего и замечательного можно получить у проститутки за час и еще за деньги- стоит ли это того , что после этого потеряешь отношения. Вот не понимаю...
229
История моих просмотров
СкрытьПоказать
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru