Давно мечтаешь прыгнуть с парашютом, но боязнь разбиться или не справиться с управлением берет верх? Возможно, Дарья Половникова (35) сможет убедить, что это опасное удовольствие может понравиться. Она рассказала, как сделать предложение в полете и почему пассажир без сознания все равно приземлится целым и невредимым. А еще мы узнали о стереотипах в профессии и безопасности современного «небесного» оборудования.
О приходе в профессию
В детстве мне хотелось играть с мальчиками в футбол, баскетбол, казаков-разбойников, где девочкам обычно не место. Может, дело в том, что я постоянно соревновалась с ними и старалась быть лучше них.
На восемнадцатилетие мне предложили попробовать прыгнуть с десантным парашютом Д-6 с 800 метров. Высоты я боялась почти так же, как пауков, но согласилась. После первого приземления поняла, что хочу вернуть то состояние эйфории после раскрытия парашюта. А с людьми, которых я там встретила, мы общались на равных, хотя кто-то из нас в обычной жизни был генеральным директором, а кто-то — официантом.
Я начала заниматься по классической программе обучения и вскоре стала участвовать в соревнованиях и рекордах.
В 2014 году, когда я вернулась после первого декретного отпуска, просто так прыгать мне не хотелось. А профессиональным спортом заниматься не было ни времени, ни денег. Поэтому я решила получить лицензию тандем-мастера и сразу же стала AFF-инструктором.
О профессии
AFF-инструктор — это человек, который учит начинающих парашютистов азам спорта сначала на земле, а затем в свободном падении и под парашютом. Студент прыгает со своим парашютом, а инструктор — со своим. После фазы свободного падения, длящейся около минуты, он открывает свой парашют, и далее общение происходит уже по рации.
Работа тандем-мастера состоит в том, чтобы прицепить к своей парашютной системе подвесную систему пассажира. Затем выпрыгнуть с ним из летательного аппарата, пролететь от 30 до 60 секунд в свободном падении на скорости около 200 км/ч, открыть парашют и вместе приземлиться. То есть вся нагрузка падает на инструктора, а пассажир может быть весом и 135 килограммов. Поэтому девушек AFF-инструкторов, конечно, меньше, чем мужчин, но они есть.
Многие удивляются, спрашивают, выдержу ли я их вес, но обычно этим вопросом задаются миниатюрные девушки, а не люди за 90 килограммов.
Чаще всего люди приходят на свой день рождения. Обычно им дарят подарочные сертификаты, и у них не остается выбора — приходится прыгать. Несколько раз за сезон также делают предложение руки и сердца в воздухе. Мужчина прыгает первым со своим тандем-мастером, а она — со своим. Инструкторы делают так, что жених достигает земли первым, расстилает на земле огромный плакат «выходи за меня» и ждет внизу невесту с бокалами шампанского.
Реакция на полет тоже разная. Кричать в свободном падении проблематично, а под куполом чаще признаются в любви к земле-матушке и к своим близким. Нецензурную лексику тоже частенько приходится слышать.
О требованиях к инструктору
Выбирая профессию инструктора-парашютиста, нужно быть готовым к достаточно большим нагрузкам. Причем больше к психологическим. Люди абсолютно разные, но при каждом прыжке ты отвечаешь за жизнь этого человека, и помочь тебе никто не сможет. Только ты принимаешь сотни решений каждое мгновение начиная от посадки в самолет и заканчивая приземлением. Нужно быть уверенным в себе, уметь быстро ориентироваться на местности, находить общий язык порой не с самыми приятными людьми. Бывает, в день прыгаешь по 10 раз, поэтому важно не растерять концентрацию.
Но любые трудности сводятся на нет, когда ты ощущаешь счастье пассажира от прыжка или видишь в свободном падении в глазах студента радость от выполненного задания. Но прежде чем стать инструктором, нужно напрыгать минимум 1000 прыжков.
О безопасности
Главный стереотип, который вряд ли удастся победить — это то, что люди, занимающиеся парашютным спортом, немного не в себе и абсолютно бесстрашны. А сам парашютный спорт якобы один из самых опасных и экстремальных. Но это не совсем так: мы не супергерои, а люди со своими страхами.
Разбившихся на мотоцикле или автомобиле в процентном соотношении куда больше, чем пострадавших от прыжка (статистика гибели парашютистов доступна только за период с 1998 по 2005 год. По данным ФБУ «Служба Ес АКС», за семь лет разбился 91 человек. Смертность в парашютном спорте намного меньше, чем от ДТП, убийств или пожаров. — Прим. ред).
Спортсменов, покалеченных спортивной гимнастикой, фигурным катанием, да и любым другим физически тяжелым профессиональным спортом, точно не меньше. В 99,9% случаев только от парашютиста зависит его безопасность, ведь сама техника сейчас стала очень надежной.
На всех спортивных парашютных системах должны быть установлены страхующие приборы. На высоте около 300 метров при скорости падения, превышающей безопасную, он автоматически откроет запасной парашют. То есть вы даже можете потерять сознание в свободном падении и все равно окажетесь под парашютом, пускай и на малой высоте. Поэтому сейчас все максимально безопасно: смотри вокруг, знай матчасть, помни о других участниках воздушного трафика, отрабатывай каждый день действия в особых случаях на земле, четко знай план прыжка от захода самолет до приземления, и все будет хорошо.