Исследования Элизабет Данн, профессора психологии из Университета Британской Колумбии (Канада), показали, что, вручая «не те» подарки, вы рискуете отношениями, поскольку неудачный подарок означает: у вас с этим человеком мало общего. И будущее таких отношений сразу ставится под вопрос.
Как же не ошибиться? Возможно, с ответом нам помогут работы ученых-психологов и знание психологии.
Не беспокоиться о цене подарка
Почему бы просто не раскошелиться и не купить дорогущий подарок — ведь это покажет, насколько дорог этот человек?
Исследования, однако, показывают, что высокая цена подарка далеко не всегда гарантирует, что он придется по вкусу. В одном исследовании обнаружено, что чем дороже подарок, тем выше ожидания его подарившего — нам кажется, что уж в этом-то случае нас точно отблагодарят и оценят.
Но хоть дарящим и может казаться, что количество денег, которое они потратили, показывает их внимательное отношение, у получающих такие подарки их цена обычно никак не влияет на степень благодарности.
«Похоже, нет никаких доказательств того, что на получающих подарок производит хорошее впечатление его цена», — говорит Джефф Галак, доцент маркетинга из бизнес-школы Карнеги Меллон Теппер (Питтсбург, США).
Галак, изучающий поведение потребителей и процесс принятия решения о покупке, признает, что до определенного предела (по традиции или, согласно ожиданиям) стоимость подарка может произвести впечатление, но только до определенного. Превысив его, ничего не добьешься, говорит он. Главное — сам подарок, а не его цена.
Оценить долгосрочную перспективу для своего подарка
По словам Галака, вся штука в том, что следует подумать немного дальше того момента, когда вручается подарок. «Когда люди вручают подарок, им хочется насладиться этим моментом, они ожидают ответной улыбки, радости на лице человека, — говорит Галак. — Но тому, кто получил подарок, хочется немного другого — чтобы он имел ценность на протяжении более долгого времени».
Другими словами, хотя, возможно, лица друзей и родственников, которым вручается годовая подписка на услуги онлайн-кинотеатра, не отразят бурной радости, это не значит, что такой подарок не оценят. Он как раз понравится — ведь им можно пользоваться целый год.
Забыть об уникальности и оригинальности
Галак также предлагает не заморачиваться выдумыванием какого-то особенного подарка. Порой людям хочется именно того, чего хочется другим, или того, что уже есть у других.
Как показало одно исследование, нам свойственно концентрироваться на каких-то уникальных чертах характера человека, когда мы выбираем ему подарок. Но такая гиперспецифика приводит к тому, что мы игнорируем все остальные аспекты желаний и нужд этого человека. И в результате покупаем ненужное ему.
Кроме того, мы часто стараемся разным людям купить разные подарки — даже когда понимаем, что каждый из них был бы больше доволен, получив то же самое, что и остальные. В конце концов, вряд ли кто-то будет специально выяснять, что подарили другому, и сравнивать.
Другу нравятся твои кроссовки? Подари ему такие же, не зацикливайся на собственной уникальности.
Покупать подарок на основе общих интересов
Профессор психологии Данн советует начать с выяснения того, что у вас общего с человеком, которого вы хотите порадовать подарком.
«Людям всегда проще выбрать что-то для себя, — объясняет она. — Если у вас есть что-то общее с человеком, купите ему то, что отражает вашу схожесть. Шансы на то, что это ему понравится, сразу вырастут».
А еще лучше — подумай, какого рода опыт можно подарить. Ну, например, курсы кулинарии или билеты на концерт. Исследования показывают, что такого рода подарки сближают дарителя с адресатом — даже если вы не пойдете на концерт или курсы вместе.
Спросить, чего им хочется
Если у вас мало общего, то Данн рекомендует напрямую спросить человека, чего он хочет, или дать выбрать из списка возможных подарков. Исследования показали, что люди куда больше благодарны за подарки, о которых они сами попросили, чем за то, о чем не просили.
«Мы часто стараемся проявить творческий подход и удивить человека своим подарком, — говорит Данн. — Но самый лучший подарок — это тот, который хочется получить».
Галак согласен: самый простой способ сделать человеку приятное — спросить его, чего он хочет. Далеко не всем, кто выбирает подарки, это придется по вкусу — почему-то принято считать, что подарок должен быть «сюрпризом». Но наука доказывает обратное.
«Спросить человека о том, что ему подарить, считается чуть ли не табу. И совершенно напрасно, — говорит Галак. — Нам всем будет лучше, если мы начнем дарить людям то, что им нужно».
Не обдумывай подарок слишком долго
В конце концов, не трать слишком много усилий на то, чтобы, не дай бог, не подарить неудачный подарок. По-настоящему плохие подарки случаются очень редко — если только подарить нечто совсем уж неприличное.
Человек, которому вручается подарок, в любом случае будет благодарен — более или менее. По словам Галака, он опросил тысячи людей, и услышать что-то о плохом подарке было редкостью.
Даже если человеку подарили что-то бесполезное, он все равно оценит, что о нем думали, попытается понять, почему для него выбрано именно это.
«Когда кто-то поступает неожиданно — например, дарит странный подарок, нам хочется понять, почему он это сделал, мы начинаем о нем думать, о том, что у него в голове», — объясняет Николас Эпли, профессор бизнес-школы Бут Чикагского университета.
Эпли изучает то, как мы понимаем других и как на этой основе делаем те или иные выводы. Его исследования показывают: если человеку будет понятно, что вы хотя бы потратили много времени на то, чтобы выбрать ему подарок, он оценит ваши усилия, даже если они привели к выбору чего-то ненужного.
Вспомним старую поговорку: важен не подарок, важно внимание.
И даже если ты выбрала подарок неудачно, все равно найдется кое-кто, кто выигрывает в этой ситуации. Этот «кое-кто» — ты.
«Когда тот, кто дарит, тратит много времени на обдумывание подарка, он ощущает себя ближе к человеку, которого он хочет порадовать, — объясняет Эпли. — И даже если порадовать не получится — все равно, процесс выбора и мысли о человеке благоприятно влияют на душевное состояние дарящего».
Читай еще: