От борьбы за справедливость к травле
«В интернете кто-то неправ» — это выражение лучше всего описывает всю суть того, как обычный человек, не психопат и не злодей, становится инициатором кибербуллинга. Часто люди даже не осознают, что на самом деле происходит.
Агрессор — это обычный человек, который время от времени общается в сети, это мы с вами. Очень часто он преследует благую цель — восстановить справедливость. Он не согласен с тем, что происходит, хочет сделать мир лучше.
Разница между обычным человеком, высказывающим свое мнение, и кибербуллингом — в нарушении границ, переходе на личности.
Когда вместо обсуждения какой-то темы начинают оценивать умственные способности собеседника, дают ему уничижительную оценку (не всегда аргументировано), выражают агрессию, оказывают психологическое насилие — это нарушение личных границ. Мы все к этому склонны, если чувствуем, что «происходит что-то не то» и «надо срочно все исправить».
Такие борцы за справедливость появляются потому, что интернет дает возможность каждому высказать свою точку зрения, отстаивать ее. Однако у нас до сих пор не сформировалось общепринятое понятие виртуального этикета. Любой спор может слишком легко перерасти в масштабный хейтинг.
Если к обеим сторонам подключатся сторонники, то будет «стенка на стенку». Если же с одним автором будут не согласны все остальные, выйдет кибертравля. Важно понимать, что отстаивать свое мнение можно и нужно. Но есть нюансы.
Люди пишут оскорбления и даже не догадываются об этом.
Отсутствие виртуального этикета
Одна история — высказать личное мнение на своей странице, обсудить его со своими подписчиками. Другое дело — приходить в чужой профиль и активно высказываться там, критиковать и оскорблять автора. Это переход на чужую территорию, нарушение личных границ.
Если в реальной жизни люди чаще всего понимают, когда вторгаются в чужое пространство, то в виртуальном они могут с легкостью прийти на чужую страничку и начать там активно топтаться. Они не понимают, что это территория другого человека. Решить эту проблему могли бы единые для всех нормы виртуального этикета, которые были бы для всех так же очевидны, как в реальной жизни.
Неполная коммуникация
В реальном общении мы считываем мимику, жесты, интонацию человека, нам легче его понять. В живом общении проще считать эмоции собеседника, понять, что перегнул палку, задел за живое — и вовремя остановиться. В виртуальной коммуникации невербальных сигналов нет.
Эмпатия в сети сильно притуплена, агрессор не представляет, что происходит с жертвой. Вместо того, чтобы сказать, что его обидели, расстроили, задели, человек скорее поставит десять смайликов, так что правильно оценить, что с ним происходит на самом деле, еще сложнее.
Все происходит при свидетелях
Когда конфликт происходит за закрытыми дверями, между двумя людьми, он переживается жертвой гораздо легче. Элемент паблик-шейминга, когда человека стыдят у всех на глазах, производит разрушительный эффект. Это основа буллинга — свидетели, которые не включаются в конфликт, но для жертвы они автоматически превращаются в сторонников агрессора.
Лайки тоже могут стать оружием травли. Агрессор видит, что его одобряют и поддерживают, это приятное чувство. Он испытывает ощущение власти от того, что все за него, и начинает усугублять конфликт.
Как люди становятся агрессорами
1. Травматичный опыт
Если когда-то человек уже становился жертвой, то в похожей ситуации постарается вести себя агрессивно, чтобы ни за что не оказаться снова в этой роли. Он практически сознательно становится агрессором. Многое будет зависеть от благожелательности аудитории, уверенности агрессора в своей точке зрения.
2. Привычка
Если в обычной жизни человек привык общаться с другими грубо, оскорблять родных и близких, пренебрегать чужими границами, то в виртуальном пространстве он тем более не будет себя сдерживать. Для него это нормальное поведение, он не знает, что можно общаться иначе.
3. Узость мышления
Некоторые люди просто не могут представить, что может существовать второе мнение, которое отличается от их точки зрения. Такая узость мышления заставляет думать, что все несогласные – ошибаются, нужно их непременно вразумить.
4. Личный кризис
Человек может тяжело переживать из-за какой-то проблемы, быть в ужасном настроении, и вдруг натолкнуться в обсуждении именно на эту тему. Кто-то что-то «не то» ляпнул, человек болезненно среагировал на триггер — и до перехода на личности там рукой подать.
5. Стадное чувство
Когда человек видит, что большинство людей склоняются к определенному мнению, он под влиянием общественного мнения может начать считать это нормой. Человек так адаптируется, начинает говорить и вести себя так же, как окружающие. Если мы видим, что с каким-то человеком все позволяют себе лишнее, то легче повторить такую модель поведения, хотя в жизни, скорее всего, так не делаем.
Соцсети располагают к тому, чтобы люди делились своими мнениями и впечатлениями. Они для этого и созданы, в этом главный смысл коммуникации. Важно помнить, что любое мнение должно высказываться в неоскорбительной форме, без перехода на личности. Старайтесь использовать Я-сообщения: «я думаю», «мне кажется», «я не согласен» — так вы признаете право другого человека на свое мнение, отличное от вашего.
Но часто люди не готовы слышать противоположную точку зрения. Они отстаивают свое мнение агрессивно. Так будет всегда, это наблюдается во всех сферах. Выход один: исключить таких людей из круга своего общения, оградить себя от их травли — жаловаться модераторам, банить, добавлять в черный список и перестать оправдываться и доказывать свою точку зрения людям, которым на самом деле это не нужно.
Если вы столкнулись с травлей в интернете, можно бесплатно обратиться за психологической помощью по телефону 8 (800) 500-24-11.