Мария Бондарева, врач-дерматолог, косметолог клиники Remedy Lab:
«В марте наблюдался всплеск посещений в нашу клинику в связи с суетой, неопределенностью и боязнью, что не будет препаратов. Сейчас ситуация стабилизировалась, и, по моим наблюдениям, мы работаем в прежнем режиме.
На самом деле российский рынок по косметологическим препаратам огромен. Есть большой выбор из всех групп препаратов. Если говорить о ботулотоксине, то в России уже давно было зарегистрировано 6 препаратов. То, что один из игроков (компания Allergan, поставляющая Botox и филлеры Juvederm) заявил о своем уходе с рынка, мало сказалось на общей ситуации: нам есть чем их заменить, мы можем спокойно работать с другими препаратами со схожими свойствами и эффектами.
Ботокс (США) ушел, но мы продолжаем работать с Диспортом (Франция) – это взаимозаменяющие препараты. Есть также российские Релатокс и Мелатокс, которые много лет существуют на рынке. С ними проведено достаточное количество исследований, наработан большой опыт, поэтому в их эффективности мы не сомневаемся.
Уверена: кризис – это встряска, которая хорошо действует на специалистов: они еще больше внимания уделяют своей работе и профессиональному росту. Возможно, некоторые пациенты будут пересматривать свой бюджет на процедуры. Но уверена, что многие продолжат посещать косметолога».
Елена Крохмалева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии:
«Бьюти-индустрию, безусловно, штормит (мы заметили это и по состоянию пластической хирургии, и по серьезным изменениям в стоматологии). Но в конце концов любой шторм утихает. Паника первых недель прошла, сейчас поставщики уже спокойнее ведут свою коммерческую политику.
При этом есть даже плюсы для рынка косметологии: мы стали активнее искать производителей внутри страны и в странах Азии. Как известно, поставка некоторых европейских и американских препаратов (филлеров, нейротоксинов) приостановлена, и клиники работают на закупленных остатках.
Но имеется нейротоксин и российского производства, и – главное – он уже не первый год на рынке, и очень хорошо себя зарекомендовал. Филлеры и стимуляторы коллагена также есть – российского и корейского производства, и тоже все они проверены временем и вызывают доверие.
Если смотреть на Восток, то перспективными направлениями мы считаем Южную Корею и Китай. Многие производители переключили свое внимание именно на эти страны. Кстати, многие европейские производители филлеров покупают гиалуроновую кислоту именно в Корее, и только потом уже завершают полный цикл производства в Европе. Теперь эта цепочка будет просто короче.
Про косметологию в ближайшей перспективе: клиенты будут посещать салоны красоты, но, скорее, реже, да и средний чек может уменьшиться. Также сократятся расходы на количество сеансов: вместо, например, 10 будут просить 5. Будут актуальны методики с результатом быстрого действия: аппаратные процедуры, нити, полинуклеотиды». В галерее смотрите на эффективные кремы и сыворотки:
Ольга Манихина, главный врач спа-клиники «Коперник»:
«В конце марта и в начале апреля у нас в клинике наблюдается рост количества процедур, которые выбирают себе пациенты. Я думаю, это связано с тем, что приближается июнь и все стараются подготовиться к теплому сезону.
Тем более, многие косметологические процедуры делать летом не рекомендуется.
Мы сейчас наблюдаем, что некоторые производители препаратов приостановили поставку препаратов в Россию. Некоторые даже полностью ушли с российского рынка. Однако дефицита в препаратах нет. Пока практически все есть в наличии. К тому же, существуют препараты дружественных нам стран, например, из Кореи. И давайте не забывать, что есть довольно много российских аналогов».
Читайте самые популярные статьи месяца: