Для этого не обязательно подключать собеседника к детектору лжи или следить за его жестами и мимикой. Достаточно прислушаться к тому, о чем он рассказывает.
Это действительно очень сложно — вычислить человека, который врет. Можно, конечно, смотреть, не бегают ли глаза, не делает ли человек пауз в речи, не заламывает ли он пальцы — эти особенности считаются типичными для лжеца. Но все индивидуально: один будет вести себя так вообще в любой ситуации, другой — плести небылицы с абсолютно невозмутимым видом.
«В большинстве своем люди не могут правильно оценить все "подсказки" за короткий промежуток времени и уж тем более сделать на основании их точные выводы — врет человек или нет, — говорит голландский психолог Бруно Вершуэр. — Сбивают анализирующего и прочно засевшие в мозгу стереотипы о внешности, облике "подозреваемого". Они могут еще больше запутать».
Доктор Вершуэр стал ведущим автором исследования, в котором он с коллегами исследовал эффективность еще одного метода вычисления лжи. В статье, опубликованной в авторитетном журнале Nature Human Behavior, ученые утверждают: в первую очередь надо обращать внимание на количество деталей в истории.
К такому выводу психологи пришли в результате эксперимента. Его участникам — а это почти 1,5 тысячи человек — нужно было изучить несколько письменных и видеорассказов о том, как студенты провели свой день. А затем предположить, кто из молодых людей врет, а кто нет. Единственное, о чем попросили тех, кто угадывал, — сосредоточиться на уровне детализации в этих рассказах.
Те, кто не послушал ученых и выбирал обманщиков исключительно интуитивно, практически во всех случаях ошиблись.
А вот те, кто действительно сконцентрировались на количестве деталей: описаниях места, действия, объектов, событий и их временных рамок, отличали правду от лжи с точностью до 80%.
«Когда мы предложили ориентироваться только на подробности рассказов студентов, люди почти всегда были в состоянии отличить ложь от правды, — заявили голландские психологи. — Когда человек врет, он, скорее всего, будет дополнять свою ложь деталями, чтобы повысить уровень ее достоверности».
Проще говоря, избыточная детализация в рассказе должна насторожить — человек выдает слишком много деталей, чтобы его история выглядела достовернее. Но в обычной жизни он вряд ли говорит именно так, потому что — в отличие от лжеца — ему не надо заботиться о том, чтобы ему поверили.