Несмотря на власть Советов кинематограф СССР отличался удивительной достоверностью, когда дело доходило до экранизаций русской или зарубежной классики. И когда на экране появлялась пушкинская, шекспировская или тургеневская героиня, не оставалось сомнений — перед зрителем аристократка. Леди Mail выбрала пять самых красивых актрис СССР, особенно ярко блиставших в ролях благородных дам.
Маргарита Терехова
Божественно красивая муза Андрея Тарковского — Маргарита Терехова — всей своей карьерой в кино и театре давно доказала, что она — в первую очередь сильная драматическая актриса. Чего стоит только фильм «Монолог», где актриса играла свою героиню в 17, 25 и 45 лет, будучи при этом в возрасте 30 лет и почти не прибегая к помощи грима. Терехова верила, что возраст и жизненные трудности играют не косметикой, а глазами и пластикой рук.
Однако у поколений советских и уже российских зрителей Терехова в первую очередь ассоциируется с костюмными ролями — дивная Диана из «Собаки на сене», донья Марта из «Благочестивой Марты». И разумеется, блистательная Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».
Благодаря работе Тереховой и режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича от образа Миледи, созданного Дюма, не осталось практически ничего. Но это, кажется, пошло истории только на пользу. На смену ангелоподобной девушке, которая прячет за милым личиком чудовищные планы, пришла роковая женщина, которая лихо скачет верхом, сама выполняет работу шпионки и может одолеть противника не только хитростью, но и силой. И все это умножено на обольстительную притягательность Тереховой, которая не теряет силы до сих пор.
Ирина Алферова
Совершенно «несоветское» лицо было и у партнерши Тереховой по «Мушкетерам» Ирины Алферовой, сыгравшей Констанцию. Но до музыкального хита Юнгвальда-Хилькевича молодая актриса успела создать образ Даши в «Хождениях по мукам», а ее экранный дуэт с «сестрой», Светланой Пенкиной, поражал точностью попадания в типаж предреволюционной эпохи.
После премьеры первой же серии телеэпопеи Василия Ордынского Ирина Алферова стала всесоюзной звездой и любимицей, но на посыпавшиеся предложения новых проектов она отвечала неизменным отказом. Актриса дала честное слово постановщику «Хождений по мукам», что не расплескает энергетику своей героини, Даши Булавиной, на другие работы — и держала его на протяжении нескольких лет, пока велись съемки 13 серий телефильма.
Елена Соловей
Самобытная, ни на кого не похожая Елена Соловей производила на зрителя неизгладимое впечатление: с ее лунным лицом, на котором ярко читалась любая эмоция, с ее высоким голосом и нездешней манерой держать себя.
Одним из первых в исторический контекст актрису вписал Никита Михалков — в «Рабе любви», «Неоконченной пьесе для механического пианино» и в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова» Соловей играет дам легких как взмах газового шарфа, не имеющих ничего общего с реальностью, и оттого — глубоко несчастных.
Нестандартная внешность позволяла Елене Соловей играть роскошных иностранок: француженку-жену богатого адвоката или англичанку-генеральшу, промотавшую состояние мужа, — и это амплуа было для актрисы самым запоминающимся, в нее невозможно было не влюбиться.
Алла Ларионова
Мало кому из советских див шли бальные платья так, как они шли золотоволосой Алле Ларионовой. Актриса, дебютировавшая в «Садко» в роли Любавы, попала сразу же на Венецианский кинофестиваль, где ее буквально рвали на части, стремясь заполучить красавицу в западные проекты. Но иностранным режиссерам отвечали: график Ларионовой расписан на пять лет вперед.
И ведь это оказалось правдой: после фильма «Анна на шее» все поверили, что Алла Ларионова — настоящее воплощение той старинной красоты, от которой захватывает дух. Ее Анна Одинцова в классической экранизации «Отцов и детей» за внешней строгостью скрывает бурю непрожитых эмоций. А графиня Оливия в «Двенадцатой ночи» — именно та золотая богиня, глядя на которую понимаешь, отчего в нее влюбляются все окружающие ее мужчины — от комичного Мальволио и печального герцога Орсино до юного Себастьяна.
Ирина Скобцева
На парижской премьере «Войны и мира» у Ирины Скобцевой всерьез интересовались, не было ли в ее роду «бывших», на что она отвечала, что вовсе не дворянка, а просто актриса. Аристократкой она была на экране — в роли жестокой и антично красивой Элен Курагиной. Аристократкой она выглядела и в жизни — с лицом, в котором отражались целые века представлений человечества о красоте, и несгибаемой осанкой.
Пожалуй, несгибаемость делала ее образ особенно благородным. Это, без сомнения, помогало на площадке, когда Скобцева находилась в кадре, играя хоть нежную Дездемону, хоть баронессу, хоть британскую шпионку.
Но еще больше несгибаемость спасала в жизни. Молодая Ирина Скобцева не сдавалась, когда на партсобраниях ее отчаянно ругали за роман с Сергеем Бондарчуком, когда потом она была одновременно блистающей дивой и надежным тылом для мужа-режиссера.
Наконец, она не потеряла своей осанки и долгие годы спустя, пережив утрату любимых людей, но не уйдя из профессии: Скобцева украшала и в новое время фильмы таких мастеров, как Станислав Говорухин.