
Постановление № 638, вступившее в силу в конце октября 1940 года, вводило платное обучение в старших классах школ, техникумах и вузах. Деньги нужно было вносить раз в год: обучение в московской школе обходилось в 200 рублей, а в провинциальной — 150. Расценки за высшее образование были куда выше: так, за курс в университетах Москвы или Ленинграда приходилось выкладывать 400 рублей, а в Новосибирске — 300 рублей.
Установленные суммы были сопоставимы с размером среднемесячной зарплаты: тогда она составляла 338 рублей. Правда, даже несмотря на относительно невысокую стоимость обучения, для многих семей введение нового постановления стало серьезным препятствием для продолжения обучения после 7 класса. Особенно это коснулось жителей деревень, где люди работали в колхозах за трудодни, а не за деньги. Итог был предсказуем: уже через год число выпускников старших классов и студентов высших учебных заведений сократилось ровно наполовину.
Для чего?
Историки до сих пор спорят о рациональности мер по введению платного образования. А вот о чем они не спорят, так это о целях подобного шага, единогласно сходясь во мнении, что платное образование — первая ступень на пути к строительству обновленного общества.

Однако грандиозным планам помешала Великая Отечественная война. Государству требовались специалисты с базовым образованием, чтобы пополнять ряды заводов и колхозов. Социальные лифты для многих оказались недоступными. Если до 1940 года молодой крестьянин мог окончить техникум и стать квалифицированным рабочим, а более способный сотрудник — поступить в вуз и получить специализацию инженера, то теперь о подобных перспективах не стоило и мечтать. Единственным вариантом выбиться в люди стали военные училища, где учеба все еще оставалась бесплатной, или служба в армии с последующим переводом в НКВД.
Трудовой резерв
В декабре 1940 года было принято положение «О государственных трудовых резервах СССР». По нему ежегодно до миллиона юношей и девушек с 14 лет направлялись на обучение в специальные школы и училища при заводах, после чего они были обязаны отработать на закрепленных за ними предприятиях четыре года. Так государство пыталось перераспределить рабочую силу в те отрасли, которые больше других нуждались в ценных кадрах. Для молодежи же инициатива имела куда более серьезные последствия: положение на законодательном уровне территориально закрепляло учащихся и выпускников за местом учебы, что значительно мешало мобильности населения и буквально заставляло молодежь оставаться на своих — предписанных для них — местах.

Претерпела система образования изменения и при Никите Хрущеве, который в 1958 году принял закон, предусматривавший обязательное восьмилетнее образование. Чтобы продолжить обучение в в 9-10 классах, школьники должны были два дня в неделю работать на заводах или в колхозах: так они могли компенсировать затраты государства на обучение. Двухлетний стаж играл свою роль и при поступлении в вуз: без опыта работы ни одного учебное заведение не было готово принять к себе будущего студента.