Русский феномен. Самые яркие звезды СССР, ставшие популярными за рубежом

Несмотря на «железный занавес», советские артисты часто становились объектом пристального внимания за рубежом — контакты с загадочной Россией были для иностранцев удивительным опытом культурного обмена, а русские красавицы потрясали воображение и своей статью, и бесспорным талантом. Редакция Леди Mail вспомнила четырех советских звезд, производивших яркое впечатление за рубежом.
Автор лонгридов
Майя Плисецкая
Майя ПлисецкаяИсточник: РИА Новости

Искусство во всех его видах всегда было (и, кстати, всегда будет) важным элементом самых настоящих международных отношений: даже если вдруг эти самые отношения натянуты, Советскому Союзу было важно сохранить или создать с нуля живой, эмоциональный контакт с людьми по ту сторону «железного занавеса». А когда послом культуры становились такие великолепные женщины, эмоции всегда зашкаливали. Команда Леди Mail вспоминала знаменитостей из СССР, которые стали популярны за рубежом.

Изольда Извицкая

Изольда Извицкая
Изольда ИзвицкаяИсточник: РИА Новости

Увы, но история Изольды Извицкой началась как сказка о советской женщине, сделавшей себя самостоятельно, но закончилась страшной драмой. И все же между этими событиями была полоса желанной для любой актрисы славы — сначала всесоюзной, а потом и вовсе мировой. Бросившая родной городок в Горьковской (сейчас Нижегородской) области ради учебы в столичном ВГИКе, Извицкая, только-только с курса, где она училась с Надеждой Румянцевой и Татьяной Конюховой, попала на съемки фильма Григория Чухрая «Сорок первый». Ее партнером стал уже невероятно популярный Олег Стриженов, картина получилась такой яркой, что ее в следующем, 1957 году, отправили на Каннский кинофестиваль, представляли ее в том числе и актеры.

Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»
Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»Источник: Legion-Media

Успех был колоссальный: «Сорок первый» получил Спецприз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Но не меньше публика оценила и советских кинематографистов, так сказать, во плоти: Извицкая поразила иностранную публику. С ней одновременно создавали обложки и наш «Советский экран», и американский New York Magazine. Собственно, в стране-хозяйке Каннского кинофестиваля Изольду полюбили не менее пламенно: ей посвящал публикации и обложку журнал Le Parisien Libere, а вскоре в центре Парижа появилось кафе «Изольда», названное в честь актрисы. Ее полюбили за удивительную чувственность на экране, полюбили за скромность в реальной жизни, полюбили за редкую даже для западного кино красоту — можно было смело сказать, что благодаря Извицкой советская делегация была одним из ключевых событий Канн в 1957 году.

Изольда Извицкая
Изольда Извицкая
Изольда Извицкая
Изольда Извицкая
Изольда Извицкая
Изольда Извицкая

Что же пошло не так?.. По возвращении в СССР Изольда Извицкая не получала много предложений о сотрудничестве. Ее последней работой в кино стала многосерийная картина «Вызываем огонь на себя» 1963 года, актриса сыграла напарницу главной героини, разведчицу Пашу. Режиссер Григорий Чухрай вспоминал, что после каннского триумфа Извицкая не получала ролей в действительно крупных проектах, по довольно странной причине. Но дело было не в идеологии и не в успехе актрисы за рубежом.

Многие крупные, да и молодые режиссеры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки.
Григорий Чухрай

Главной бедой, по признаниям друзей Извицкой, стал брак актрисы с коллегой Эдуардом Бредуном: тот пил, постепенно вовлек в дурную привычку молодую жену, а потом начал поднимать на нее руку. Побои становились все сильнее, их следы грим уже не перекрывал, актриса лишалась работы и предложений, а уговоры подруг бросить такого мужа не срабатывали. Когда Эдуард Бредун сам бросил Изольду Извицкую, она попала в больницу с нервным срывом, а после выписки заперлась в доме и практически перестала есть. В 1971 году Извицкая умерла в собственном доме от истощения, ей было 38 лет.

Людмила Зыкина

Людмила Зыкина
Людмила ЗыкинаИсточник: РИА Новости

Певица Людмила Зыкина была идеальным кандидатом для представления русской песни миру — песни народной и авторской, но неизменно проникнутой духом большой, сильной и бесконечно красивой страны. География путешествий сначала самой Зыкиной, а потом и ее ансамбля «Россия» впечатляет: певица побывала в 35 странах мира, причем не по одному разу, а ее коллектив объездил 23 государства, везде собирая аншлаги.

Людмила Зыкина
Людмила Зыкина
Людмила Зыкина
Людмила Зыкина
Людмила Зыкина
Людмила Зыкина

В 1968 году Людмила Зыкина впервые оказалась в США, ее первый концерт в Карнеги-холле имел оглушительный успех, а после она дала в США еще порядка сорока концертов. Именно после первого тура она, как заявляют на сайте ансамбля «Россия», всерьез задумалась над созданием своего музыкального детища. Газета The New York Times писал о выступлении Зыкиной в 1975 году, все в том же Карнеги-холле, что каждое прозвучавшее из зала «браво» было абсолютно оправданным.

Все было безупречно исполнено голосом, способным в равной степени на гортанные рыдания и длинную, длинную ноту. Ее народная музыка, безусловно, не является неискушенной или импровизированной.
из заметки The New York Times

Нонна Терентьева

Нонна Терентьева
Нонна ТерентьеваИсточник: РИА Новости

Пин-ап сейчас ассоциируется с фривольными рисунками, плакатами и фотографиями — их хранили солдаты в разные времена, включая Вторую мировую войну, а назывались эти карточки таким образом (pin up), потому что их можно было пригвоздить к стене. Но вообще-то фривольность была опциональна, если речь шла об абсолютной красоте. Нонна Терентьева была абсолютно красива — и это мнение тысяч людей, которым совершенно целомудренный и прекрасный снимок советской актрисы кружил голову сильнее, чем откровенное изображение любой другой модели. Как же так получилось?

Нонна Терентьева была красой всея Щукинского училища — на белокурую студентку приходили посмотреть люди, даже не учившиеся в актерском вузе, потому что молва о ней разлетелась, как только девушка перевелась на один курс с Марианной Вертинской, Евгением Стебловым и Борисом Хмельницким. В актерской копилке Терентьевой роли в фильмах «Крах инженера Гарина», «Достояние республики», «В городе С.» и «Бешеное золото». Но реальную, ошеломительную славу ей принесла одна-единственная фотография. Снимок сделал фотохудожник Василий Малышев, он победил на фотовыставке ЮНЕСКО в Париже в 1967 году — темный фон, объемная прическа на светлых волосах, однотонное платье и невероятные глаза — этот чуть меланхоличный взгляд Нонны Терентьевой поселился на полосах газет и журналов по всему миру.

Нонна Терентьева
Нонна Терентьева
Нонна Терентьева
Нонна Терентьева
Нонна Терентьева
Нонна Терентьева

Особенно неожиданно было, что снимок в 1967 году перепечатала газета Stars and Stripes, «Звезды и полосы», которая издается и курируется... Пентагоном. Да, все правильно, главное издание американской армии разместило у себя снимок советской красавицы, а дальше началось что-то невообразимое. Полным ходом шла Вьетнамская война (активно осуждаемая и советским правительством, и советскими публицистами), контингенты США стабильно получали газету своего минобороны. И американские солдаты стали терять голову от вида загадочной блондинки — в Москву полетели письма с предложениями руки и сердца (тут было без шансов, Терентьева уже была замужем) и почти деловитые сообщения, что воинским советом такая-то часть постановила, что Нонна Терентьева — самая красивая девушка на всем белом свете.

Нонна Терентьева сгорела от онкологического заболевания, когда ей было всего 54 года. За это время она успела откровенно немного: друзья вспоминали, что Терентьева была женщиной удивительно строгих нравов, но при этом непривычно невинной для актрисы. Ее сдержанность и мягкость не позволяли ей яростно биться за желанные роли в театре и кино, вместо этого она долго провела разъездах, участвуя в сборных концертах в 80-90-е годы. Образ светловолосой феи Терентьева берегла, не давая никому даже подумать, что борется за жизнь. На 70-летие со дня рождения актрисы ее дочь Ксения написала в соцсетях: «Сегодня маме исполнилось бы семьдесят. Она была бы в ужасе от этого события».

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая
Майя ПлисецкаяИсточник: РИА Новости

Существуют женщины, явно из иронии задуманные создателем для поклонения — Майя Плисецкая, неудобная, острая на язык, но совершенно гениальная, была одной из них. Балет всегда был нашей территорией доминирования, а когда советская хореографическая школа стала выдавать гения за гением, у мира не оставалось иного выхода, кроме как наблюдать за их триумфами.

Майя Плисецкая на гастролях в США
Майя Плисецкая на гастролях в СШАИсточник: РИА Новости

Плисецкая отправилась в первое большое турне в начале 60-х годов, играючи покорив Германию, Францию, а потом и США. И в Штатах ее талант признавали почти мучительно. Все та же The New York Times писала о гастролях Большого театра по Америке:

Если кто-нибудь скажет вам, что Майя Плисецкая из Большого балета — самая захватывающая танцовщица из ныне живущих, лучше не говорите «нет», не имея убедительных аргументов, потому что она вполне может быть таковой. Если тот же самый зануда добавит, что у нее самое замечательное тело танцовщицы и самый большой технический диапазон, воздержитесь от насмешек, пока не увидите ее еще около дюжины раз на сцене и в классе.
из статьи The New York Times
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая

Newsweek присоединялась к восторженным отзывам: «Ее техника — сама сила, а ее сила проекции держит ее зрителей пригвожденными к спинкам кресел». Майя Плисецкая стала звездой мирового масштаба за считанные годы, возвращаясь с новыми проектами, работая с зарубежными постановщиками и из «красной» Кубы, и из вполне буржуазной Франции: «Кармен-сюиту» ставил Альберто Алонсо, а номер «Айседора», балет «Болеро» и уже потом хореографическую миниатюру «Ave, Майя» — Морис Бежар.

Майя Плисецкая и Пьер Карден
Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран
Майя Плисецкая для Vogue, 1964 год
Майя Плисецкая в образах Пьера Кардена
Майя Плисецкая в образах Пьера Кардена
Майя Плисецкая в большой моде

Была Плисецкая звездой и на модном олимпе — Vogue публиковал снимки советской звезды, ее невероятная пластика привлекала великих модельеров не меньше, чем ее характер, балерина дружила с Ивом Сен-Лораном и Пьером Карденом, оба создавали для артистки сценические костюмы и вещи в ее стильный гардероб. Так, Сен-Лоран создал невесомный костюм для «Гибели розы», а Карден оформил костюмы примы в спектакле-балете «Чайка».

Майя Плисецкая
Майя ПлисецкаяИсточник: РИА Новости

Наслаждалась ли Плисецкая своей оглушительной славой? Безмерно, и это было видно каждый раз, когда прима улыбалась, ступая по брошенным на сцену цветам. И для нее это было органично — как дышать, думать, как танцевать. Время шло, но критики были солидарны во мнении: Плисецкая оставляла всю душу на сцене, танцуя так, будто от этого зависит вся ее жизнь. Так оно, в сущности, и было.