Школьный буллинг – распространенное явление в современных школах. Детям с таким сложно справиться в одиночку. И не просто справиться, но потом забыть и не вспоминать о случившемся. Часто наше бессознательное помнит все. Особенно негативные моменты, которые превращаются в травму, напоминающую о себе уже во взрослом возрасте. Как это проявляется и что с этим делом, редакции Леди Mail.ru рассказала психотерапевт Антонина Плаксиенко.

Антонина Плаксиенко
Психотерапевт платформы Zigmund.Online, преподаватель психологии, специалист Школы практического психоанализа Н.В.Майн, Ассоциированный член Московской психоаналитической ассоциации
В большинстве случаев бывает не понятно, где и когда травма из детства проявит себя.
Это может быть видно уже из запросов женщин, обратившихся за помощью к психологу.
- Не могу знакомиться с мужчинами. На работе выгорание. Не ценят. Мысли об увольнении.
- Нет интересов, в которые можно погрузиться с головой. Не закончила высшее образование. Попытка учиться на разных специальностях. Фоном идет тревожность. Много агрессии и злости.
- Прокрастинация. Тяжело заставить себя выполнять разные обязательства. Подозрение на депрессию. Муж не радует.

- Беспокоят мои мысли. Зацикливаются в голове. Последние полгода мне отказывают в заказах. Не понимаю, почему.
- Злюсь и вхожу в состояние аффекта. Ругаю жениха. Готова что-то сломать. Не нравлюсь себе в таких состояниях. Ругаюсь с коллегами. Бесит. Надо кому-то выговориться.
- Мне сложно заявлять о себе. Много идей, но это только в моей голове. Хочу снимать видео, открыть свой блог, но боюсь критики.
Все эти фразы может объединять опыт жертвы школьного буллинга. Запугивание, издевательство, травля — все это систематические акты агрессии, направленные против одного школьника или нескольких. К сожалению, каждый второй ребенок в России сталкивается с подобным.
И именно тот ребенок, который терпит такого рода агрессию и никому о ней не рассказывает, и «забирает» эту сложность во взрослую жизнь. Чаще всего жертвами продолжительного буллинга становятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и сдержанные дети.
Как детский буллинг отражается во взрослом возрасте
Человек, подвергшийся буллингу, обычно «замирает» в своем эмоциональном развитии, не понимает, какие у него желания и потребности, очень часто делает только то, что ему говорят, в коллективе становится молчаливым.
Если говорить о профессиональной идентичности, может быть сложно проявлять себя в выбранной деятельности. Человеку может казаться, что его, как и раньше будут преследовать, высмеивать, хейтить, троллить. Особенно это касается девушек, которые хотят стать блогерами, снять видео и разместить его в социальных сетях.
Часто на консультациях они с удовольствием мечтают, фантазируют, планируют новую активность, но в объективной реальности не хотят ничего реализовывать, боясь наткнуться на болезненный опыт прошлого. То есть человек продолжает страдать, безмолвствовать, чувствовать состояние жертвы.
Но бывает и немного иная ситуация: в жертве может неожиданно проснуться агрессор, который не может справиться со своими эмоциями, контролировать их. Причем подобная реакция появляется в до боли знакомых ситуациях, когда, например, на вечеринке ничего не подозревающий «душа компании» вспоминает совсем, как ему кажется, невинную шутку и направляет ее к человеку, который в детстве столкнулся с буллингом.
В этом случае жертва быстро переворачивает шутку в издевательство, впадает в ужас, начинает кричать, отбиваться, сопротивляться. Это совсем «неприятный сюрприз» для тех, кто может в этот момент оказаться рядом.
При отсутствии понимания и знания, что с этим делать, подобные всплески агрессии превращаются в навязчивое повторение, прогрессирующее до состояния психоза.
Если агрессором становится женщина, у которой есть муж и дети, она может срывать свой гнев в узком семейном кругу. При этом ребенок может стать зеркалом матери, а не наоборот. Женщина будет видеть в маленьком, беззащитном существе себя, свое травмированное «Я». Невыносимое чувство боли будет давить и уничтожать, а сын или дочь рядом с такой матерью будет страдать и воспроизводить то, что мама переживала сама в школьном возрасте.
Что делать
Если «травма продолжает болеть», необходимо ее обнаружить, определить и проработать. Для этого стоит обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту, травматерапевту.
И вот главные задачи, которые стоит решить:
- научиться понимать себя, свои мысли и чувства, быть в контакте с собой;
- проделать работу горя, перестать повторять то, что приносит боль, страдание, отчаяние;
- научиться ощущать себя в удовольствии (без агрессии): эмоциональном, эстетическом, интеллектуальном, сексуальном, физическом;
- найти таких людей и такие отношения, которые подходят;
- начать брать ответственность за свою жизнь.