Кулинарные киношедевры Чарли Чаплина

Могут ли булочки танцевать? Как приготовить суп из ботинка? Что делать с длинной макарониной? Эти сцены с едой в исполнении Чарли Чаплина стали настоящей классикой мирового кинематографа.

В кино, как и в жизни, на фоне признаний в любви, выяснений отношений, разговоров о жизни и смерти, пустой болтовни, большого горя и маленького счастья люди готовят и едят. Встречи в кафе, семейные ужины, званые обеды, пикники на природе — типичные гастрономические эпизоды. Но порой сцены с едой становятся настоящей классикой мирового кинематографа. Эти кадры интересны и понятны, даже если вы не смотрели самого фильма; они любимы и восхищают, даже если вы видите их в десятый раз. Итак, кулинарные киношедевры Чарли Чаплина.

Танец булочек (фильм «Золотая лихорадка», режиссер Ч. Чаплин, 1925 год)

Отрывок длится всего одну минуту, но этого времени Чарли Чаплину достаточно для того, чтобы создать шедевр: две булочки с воткнутыми в них вилками изображают ноги танцора, а глаза, губы и брови самого актера придают танцу необычайную выразительность. На премьере фильма в берлинском кинотеатре «Капитоль» знаменитый танец булочек привел зрителей в такой восторг, что фрагмент тут же был прокручен еще раз. Справедливости ради надо заметить, что впервые насаженные на вилки булочки, имитирующие пару ботинок, появились еще в 1918 году в фильме Роско Арбакля «Повар». Вполне возможно, что сам Арбакль заимствовал этот номер у Чаплина, с которым они вместе работали на продюсера Мака Сеннета. Но именно в чаплинском исполнении «Танец булочек» получил всемирную известность.

В фильме «Бенни и Джун» (режиссер Джеримайя С. Чечик, 1993 год) герой Джонни Деппа пытается повторить этот танец, но вместо булочек у него на вилках хот-доги. Джонни Депп признавался: «Когда видишь этот танец, кажется, что это очень просто. Но это сложно. Очень сложно. Координация движений... А для Чаплина это было легко. Он придумал это и сделал. Лично я пытался научиться этому недели три, если не месяц. Дело не только в руках. Дело в нем самом, в его движениях».

Ботинок на обед (фильм «Золотая лихорадка», режиссер Ч. Чаплин, 1925 год)

Русский солдат сварил кашу из топора, а Маленький Бродяга, герой Чарли Чаплина, приготовил на обед ботинок. О рождении замысла великий комик рассказал в книге «Моя автобиография»: «Как ни парадоксально, но в процессе создания комедии смешное рождается из трагического; вероятно, потому что смех — это вызов судьбе: мы смеемся, сознавая свою беспомощность перед силами природы... смеемся, чтобы не сойти с ума. Я прочел книгу об отряде Доннера, который по пути в Калифорнию сбился с дороги и был застигнут бураном в горах Сьерры-Невады. Из ста шестидесяти человек остались в живых только восемнадцать — почти все погибли от голода и холода. Некоторые не остановились перед людоедством, поедая мертвецов, другие варили мокасины, чтобы как-нибудь обмануть голод. И вот эта жуткая трагедия подсказала мне один из самых смешных эпизодов фильма. Изнемогая от голода, я варю свой башмак и съедаю его, обсасывая гвозди, словно косточки нежного каплуна, а шнурки уписываю, как итальянские спагетти».

Конечно, ботинки на съемках были не настоящие, а бутафорские, сделанные из лакрицы. Но сколько их было съедено, сказать сложно: эпизод снимался три дня и потребовал шестьдесят три дубля.

Невероятно длинные спагетти (фильм «Огни большого города», режиссер Ч. Чаплин, 1931 год)

Только наивный, чуть подвыпивший герой Чарли Чаплина может принять за спагетти серпантин и есть его в надежде, что он когда-нибудь все-таки закончится. Как известно, звуковое кино Чаплин принял не сразу: даже «Огни большого города» фильм немой (хотя и снят после окончания эпохи немого кино), но уже сопровождается звуковыми эффектами и музыкой. В сцене со спагетти именно благодаря звучанию обыгрывается одно из правил спагетти: «Втягивая концы спагетти в рот, старайтесь не издавать громких звуков».

Кормящая машина (фильм «Новые времена», режиссер Ч. Чаплин, 1936 год)

Оказывается, техника может понадобиться не только для приготовления пищи, но и для самого процесса ее употребления. Например, чтобы рабочим не отвлекаться на обеденный перерыв и продолжать работать даже во время него, Чарли Чаплин изобрел для них «Кормящую машину». Не в реальности, конечно, а на экране. «Кормящая машина» — это одновременно и сатира на технический прогресс, и символ новых времен бездушного капиталистического производства. В своей автобиографии Чаплин вспоминает, что «кормящую машину», этот «агрегат для экономии времени» он придумал после беседы с репортером, который рассказал ему о конвейерной системе, доводящей здоровых молодых людей до нервного расстройства.

«Новые времена» — последний фильм, в котором Чаплин предстает в образе Маленького Бродяги. Здесь он становится одним из миллионов рабочих, и, конечно, именно на нем испытывают «Кормящую машину». Героя привязывают к аппарату, и механические «руки» начинают кормить его супом, мясом, вареной кукурузой, как вдруг сложный механизм разлаживается…