Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Леди Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей
24 декабря 2014 12:01

Почему мы покупаем: все об уловках маркетологов

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и мире, декабрь все равно остается месяцем покупок. К которым нас подталкивают не только распродажи, но и некоторые уловки маркетологов. Почему и что с этим делать, автор «Леди Mail.Ru» выясняла вместе с экспертами.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и мире, декабрь все равно остается месяцем покупок. К которым нас подталкивают не только распродажи, но и некоторые уловки маркетологов. Почему и что с этим делать, автор «Леди Mail.Ru» выясняла вместе с экспертами.

Декабрь принято считать самым затратным месяцем

Признайтесь, часто ли вы, заглянув в пакет с покупками, задумываетесь, что из этого вам действительно необходимо, а что вы взяли для удовольствия? Скорее всего, нечасто: многие склонны тратить деньги, не поддаваясь на уговоры здравого смысла. Именно поэтому наша тележка в супермаркете наполняется лишними продуктами, а косметичка шестой по счету помадой винного оттенка, откровенно нам не подходящей. Маркетологи отлично знают, что заставляет нас покупать ненужное, а потому используют целый арсенал уловок, способных надавить на наше «слабое место». К ним относятся:

1. Необычные названия продуктов

Особенно этим «грешат» косметические марки, выпускающие самые разные средства с названиями, которые так и будят нашу фантазию. Сомневаетесь? Вспомните крем «Бархатные ручки», шампунь «Нежность кашемира» или блеск для губ оттенка «Сливочный мильфей».

Почему мы на это покупаемся? Психологи связывают это с недостатком у нас тех или иных эмоций, которые, как нам кажется, можно восполнить шопингом. Поэтому после тяжелого рабочего дня мы с удовольствием приобретем аромасвечу «Блаженное умиротворение» или гель для душа «Антистресс», не имея реальной надобности в них. «Такие покупки, как правило, являются следствием недостатка внимания, внутреннем одиночестве, какой-то неудовлетворенности в эмоциональной сфере. Шопинг такого рода отвлекает от внутренних переживаний, но не приносит глобального облегчения, а временно вытесняет из сознания мысли о нерешенных вопросах», считает практикующий психолог Екатерина Долженко.

Что делать: идеальный вариант отправляться по магазинам в выходной день и в хорошем расположении духа, а не уставшей после работы или расстроенной. Но если это невозможно, научитесь хотя бы мысленно отделять название продукта от его функции и реальных возможностей.

Более комплексный подход предлагает Екатерина Долженко: «Найдите себе другие интересы и хобби. Они обогатят и разнообразят вашу жизнь и палитру эмоций, что снизит потребность в шопинге».

2. Яркие слоганы

Речь идет о тех случаях, когда маркетологи пытаются продать нам не сам продукт, а некую идею, стоящую за ним. Не просто дорогую машину, а престиж для ее владельца. Не просто диетический йогурт, а возможность стать стройнее. «Работают» на это рекламные образы и все фразы, сопровождающие название товара, в духе «Управляй мечтой» и пр.

Почему на это покупаемся? Потому что помимо осознаваемых потребностей у нас есть еще и потребности скрытые. В чем разница? Возьмем простой пример: девушка покупает пятые по счету тени для век (а все предыдущие использовались максимум 12 раза). К покупке ее подталкивает осознанный мотив мысли вроде «Они сделают меня неотразимой» (особенно, если что-то в этом ключе написано и на упаковке теней). «Если бы в этот момент она прислушалась к себе и задала себе вопрос «Для чего?», то, возможно, ответила бы на него так: «Тогда я привлеку внимание мужчины, который мне интересен, и буду с ним счастлива» или «Тогда я точно смогу затмить коллегу из нашего отдела». Здесь и скрыта ее истинная потребность: отнюдь не косметика, а любовь, женское счастье или желание выиграть конкуренцию, и именно их она неосознанно пытается купить, оплачивая очередную упаковку теней», объясняет Лидия Семяшкина, семейный психолог и основатель женского психологического клуба «Очень женское...».

Что делать: в следующий раз, когда соберетесь что-то купить, честно спросите себя, для чего вы это делаете и что надеетесь получить в итоге. В идеале эту практику стоит довести до автоматизма.

3. Стереотипы о брендах

Подтолкнуть нас к покупке или переплате может и наше представление о бренде. Формируется оно самыми разными способами, один из которых связан с многократным повторением конкретного образа компании скажем, как «создателя растительной косметики». Мы привыкаем воспринимать какого-то производителя определенным образом и даже не задумываемся о том, что в реальности ситуация может обстоять иначе.

Почему мы покупаемся? Объясняет этот феномен Фил Барден, автор книги «Взлом маркетинга»: «Бренд влияет на отношение покупателей к продукту. Немецкая техника кажется надежнее, швейцарские часы — качественнее и пр. И все это может не иметь ничего общего с реальностью. Ожидания — только в голове покупателя». Именно поэтому, например, участникам одного эксперимента якобы дорогое вино показалось более вкусным, чем якобы дешевое. Хотя дегустировали они один и тот же недорогой напиток.

Что делать: перестать убеждать себя в том, что продукт более известной марки (а, возможно, и более дорогой) качественнее своего бюджетного аналога. Иногда бывает ровно наоборот, что, например, доказал наш эксперимент со скрабами для лица

4. Звуки, запахи и цвета

Правильное оформление товара способно повысить выручку торговой точки. Самые простые примеры этого сегодня знакомы даже школьнику: к покупкам нас лучше всего подталкивают ароматы свежей выпечки, энергичная музыка, яркие цвета упаковок и пр. Но иногда маркетологи используют и более тонкие методы такого воздействия, цель которого в некоторых случаях не столько стимулировать продажи, сколько увеличить узнаваемость бренда (зачем см. предыдущий пункт). Например, во всех торговых точках одного популярного в России производителя женской одежды всегда пахнет одинаковым мужским парфюмом и т.д.

Воздействовать на покупателя с помощью запахов стремятся и магазины одежды

Почему мы покупаемся? Потому что в своих поступках чаще руководствуемся эмоциями, чем здравым смыслом. А лучший способ «надавить» на них использовать наши органы восприятия: известно, например, что запахи и цвета воздействуют на подсознание эффективнее слов и пр. Поэтому упаковки типично «женских» товаров (как для более эмоциональных покупателей) пестрят яркими цветами розовым, оранжевым, светло-зеленым, в то время как средства для мужчин обычно оформляют в сдержанных тонах.

Что делать: отправляясь за покупками, обращайте внимание на то, как оформлена торговая точка и конкретный товар. Если вы попробуете мысленно разложить образ магазина на составляющие, вам будет проще противостоять уловкам маркетологов.

Для того чтобы избежать лишних трат на шопинге, психологи рекомендуют составлять список необходимых покупок, брать с собой только ограниченное количество наличных и не заходить в отделы, не имеющие ничего общего с теми, которые вам действительно нужно посетить. «А если перед вами встал непростой выбор — покупать конкретную вещь или нет, попытайтесь прислушиваться к себе, задуматься, что вы на самом деле в данный момент хотите приобрести. Есть весьма простое упражнение. Начните с того, что мысленно проговорите: «Я сейчас хочу купить …». Добавьте к этой фразе «для того, чтобы...» и продолжите ее. Добавляйте эту формулу до тех пор, пока не найдете эмоциональный отклик в своей душе. Резюмируйте результат. Пример: «Сейчас я хочу купить эту туалетную воду для того, чтобы не быть одинокой». Согласитесь, что в таком «честном» понимании своих желаний гораздо меньше энергии к покупке, но точно больше энергии к удовлетворению потребности напрямую — например, к общению с другими», — советует Лидия Семяшкина.

Статья оказалась полезной? Сохраните ее на своей странице в соцсетях! 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
87
Маргарита Кожарская
В ответ на комментарий от Анастасия Зайцева История переписки4
Анастасия Зайцева
Вас лично я не знаю,но такие как Вы это как существование "идеального мужчины")))))))))))
СсылкаПожаловаться
Ну вот если не знаете, не надо обобщать. Попадаетесь на уловки маркетологов - мои вам "поздравления", но не все же столь глупы.
СсылкаПожаловаться
Анастасия Зайцева
В ответ на комментарий от Маргарита Кожарская История переписки5
Маргарита Кожарская
Ну вот если не знаете, не надо обобщать. Попадаетесь на уловки маркетологов - мои вам "поздравления", но не все же столь глупы.
СсылкаПожаловаться
Ну в Вашем возрасте я тоже видимо перестану ловиться на уловки маркетологов.
СсылкаПожаловаться
Маргарита Кожарская
В ответ на комментарий от Анастасия Зайцева История переписки6
Анастасия Зайцева
Ну в Вашем возрасте я тоже видимо перестану ловиться на уловки маркетологов.
СсылкаПожаловаться
А возраст здесь ни при чём. Ум либо есть либо нет.
СсылкаПожаловаться
Анастасия Зайцева
В ответ на комментарий от Маргарита Кожарская История переписки7
Маргарита Кожарская
А возраст здесь ни при чём. Ум либо есть либо нет.
СсылкаПожаловаться
это точно
СсылкаПожаловаться
Дарья Куликова
В ответ на комментарий от *Нарру*
*Нарру*
Я вообще не задумываюсь по этому поводу. Мой принцип прост: если мне это по карману, и мне это нужно, я это куплю. Насчет дорогих или недорогих йогуртов, колбас, сыров, и т.д. скажу одно - чем качественнее сырьё для этого продукта, тем оно вкуснее и соответственно дороже. Поэтому это правда - чем дороже, тем лучше. Может и есть исключения в плане того, что наше российское (с качественным составом) будет стоить дешевле импортного (менее качественный состав). Так что не парьте мозги, если хотите сэкономить - берите дешевле. Если интересует качество - не смотрите на ценник, а просто почитайте состав продукта.
СсылкаПожаловаться
+1000 Какое счастье. Один адекватный человек тут всё же есть.
СсылкаПожаловаться
Ольга Суханова
Маркетологи - это люди, которые умеют хорошо преподнести товар/услугу. Это работа над улучшением, так что маркетинг - это добро!
СсылкаПожаловаться
Елена
Я согласна, - воздействие на наши эмоции (или на отсутствие таковых) зачастую и толкает нас к покупке. Иногда я покупаю, чтобы просто почувствовать себя живой.
СсылкаПожаловаться
Ирина Русакова
Никакой маркетолог мне ничего не впарит, если мне не надо, я это не куплю.
СсылкаПожаловаться
Вера
В ответ на комментарий от НаташкаРомашка
НаташкаРомашка
заинтриговали, а в каком магазине пахнет мужским парфюмом?
СсылкаПожаловаться
Кажется,догадываюсь, по крайней мере,в одном таком именно из-за удушающего запаха не могу находиться,так и ухожу,ничего не купив,хотя вещи симпотичные.Для меня это магазины-вонючки). Только думала,что там женский парфюм.начитается на ber
СсылкаПожаловаться
Вера
В ответ на комментарий от НаташкаРомашка
НаташкаРомашка
заинтриговали, а в каком магазине пахнет мужским парфюмом?
СсылкаПожаловаться
Кажется,догадываюсь, по крайней мере,в одном таком именно из-за удушающего запаха не могу находиться,так и ухожу,ничего не купив,хотя вещи симпотичные.Для меня это магазины-вонючки). Только думала,что там женский парфюм.начитается на ber
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы форума
Всем доброго дня! Мне 40 лет, у меня двое детей, и я точно могу сказать, что симпатичная. С мужем развелась 7 лет назад. В это же время встретила человека и полюбила. У него сын 13 лет. Жена умерла...
1250
Милые женщины, зашла на форум в поисках совета, как поступить. У нас бабушка больше не хочет общаться с нами. С ее сыном, моим мужем, мы прожили много хороших лет, он меня очень поддерживал. На...
979
Я всегда была худой, но не чрезмерно. Ношу 42-44 размер одежды, верхняя одежда 46. Сама вижу, что худая и не убиваюсь по этому поводу (особенно радует разница в 30 см между талией и бедрами, хотелось...
402
У мужа отпуск. У меня только через 2 недели. Мужу вместо премии подарили путевку на одного в Барселону, на неделю. Одну. В Барселону. Я истерю - как так, нужно было отказаться и взять премию. Ты ведь...
336
Ляху ближе к верху. Я вот могу. Кажется худовата?.... обхватите ляхи, пожалуйста, а то я уже помешалась на похудании,границ не вижу
241
Постараюсь без лишних подробностей. Если возникнут дополнительные вопросы, отвечу. Есть мужчина, предложил брак. Знакомство, как водится, через СЗ. Да это и понятно, мне 39, клубы и универ позади...
232
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.Ru