Полигамный союз: история любви Симоны де Бовуар и Жан-Поля Сартра

В преддверии Международного женского дня Леди Mail.ru рассказывает истории любви известных феминисток прошлого столетия. Этот материал посвящен писательнице Симоне де Бовуар.

Роман Симоны де Бовуар и Жан-Поля Сартра был страстным, ярким и несчастливым. Рассказываем их непростую историю любви.

Slide image for gallery: 10030 | Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр
Slide image for gallery: 10030 | Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр — их совместная могила
Slide image for gallery: 10030 |  Жан-Поль Сартр
Slide image for gallery: 10030 | Жан-Поль Сартр
Slide image for gallery: 10030 | Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр
Slide image for gallery: 11923 | Симона де Бовуар: «У меня никогда не возникало чувства неполноценности, моя женственность ни в чем меня не стесняла. «Для меня, — сказала я Сартру, — это как бы не в счет». — «И все-таки вас не воспитывали как мальчика: над
Slide image for gallery: 10461 | Симона де Бовуар. Идеологиня французского и мирового феминизма и спутница жизни знаменитого философа Жан-Поля Сартра Симона де Бовуар не была профессиональной политической деятельницей, но влияние, которое ее идеи и книги о
Slide image for gallery: 10030 |  Жан-Поль Сартр
Slide image for gallery: 10030 | Симона де Бовуар
11

Влюбленные в философию

Де Бовуар и Сартр познакомились в Парижском университете на факультете искусств в 1929 году. Оба француза были влюблены в философию — это и сблизило их. Во время сессии Жан-Поль Сартр предложил Симоне де Бовуар присоединиться к его друзьям-философам для подготовки к экзамену. Постепенно общение вышло за пределы учебной жизни. Юноша и девушка все чаще проводили время друг с другом, понимая, что их философские и культурные взгляды полностью совпадают.

«Это был мой двойник, в нем я обнаружила доведенными до последнего предела и мои вкусы, и мои пристрастия», — писала Симона де Бовуар в «Воспоминаниях благовоспитанной девицы».

Жан-Поль описывал Симону несколько иначе. Он влюбился в красоту девушки, при этом отмечал, что она безвкусно одевается: «Она была красива, даже когда надевала свою уродливую шляпку. В ней удивляло сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности».

Молодые, страстные и безумно влюбленные: Сартру было 23, де Бовуар — 20. Их союз развивался стремительно, но не по правилам, которые придумало общество. Жан-Поль и Симона заключили договор, согласно ему, они становились партнерами и хранили друг другу интеллектуальную верность, но отнюдь не сексуальную. Разрешалось иметь любовную связь на стороне, но при этом ставить в известность, когда и с кем это происходит.

Беспорядочные связи

Полигамный союз: история любви Симоны де Бовуар и Жан-Поля Сартра
Читайте также
Достоевский, Сэлинджер, Брэдбери и еще пять историй любви писателей
Достоевский, Сэлинджер, Брэдбери и еще пять историй любви писателей
Специально ко Дню всех влюбленных мы отобрали 8 историй любви великих писателей, которые не менее интересны, чем все их произведения.

После окончания университета Жан-Поль и Симона стали преподавать в Париже. Они поселились в разных гостиницах, но при этом виделись ежедневно. В 1934 году в жизни обоих влюбленных появилась 20-летняя Ольга Казакевич. Девушка была студенткой де Бовуар. Затем стала ее любовницей. По «партнерскому договору» Симона обязалась рассказывать своему другу-философу обо всех романах, поэтому с Казакевич она познакомила его, как только их связь началась.

Жан-Поль влюбился в белокурую девушку родом из России. Роман двоих превратился в роман троих. Правда, это не очень-то радовало де Бовуар, которая ревновала своего друга к Ольге. Чтобы нарушить отношения философа со студенткой, Симона познакомила его с сестрой Казакевич — Вандой. Правда, Ванда не стала для Сартра большой любовью (и это, несмотря на то что философ лишил ее девственности).

Затем любовный четырехугольник опять стал треугольником, но состав участников изменился. На этот раз вместо сестер Казакевич, новым увлечением де Бовур и Сартра стала Бьянка Ламблен. Ее Симона также встретила в университете, где преподавала.

И не было бы никаких перемен в этом полигамном союзе, если бы не Вторая мировая война. В 1940 году Жан-Поль Сартр ушел на фронт, затем попал в плен к немцам, но, находясь в тяжелых условиях, продолжал писать. Симона же оставалась в Париже и также занималась литературой: написала роман «Девушка приглашена в гости», где описывала свою совместную жизнь с Казакевич и Сартром.

В то время как Жан-Поль преодолевал военные тяготы, де Бовуар заводила романы со студентками, например, с Натальей Сорокиной.

В 1943 году Сартр вернулся с фронта, но долго он в Париже не пробыл. Он уехал в Нью-Йорк. В городе небоскребов философ заводил любовные связи, а своей подруге Симоне слал романтичные письма.

«Любимая, десять лет знакомства с тобой были самыми счастливыми годами в моей жизни, — писал он ей. — Ты самая прекрасная, самая умная и самая страстная. Ты не только вся моя жизнь, ты моя гордость», — говорилось в одном из писем философа.

Страсть вместо семьи

Content image for: 507680
Читайте также
История любви: Леонид Гайдай и Нина Гребешкова
История любви: Леонид Гайдай и Нина Гребешкова
30 января советскому режиссеру Леониду Гайдаю могло бы исполниться 96 лет. Главным счастьем в его жизни было не только кино, но и супруга — актриса Нина Гребешкова. С ней он прожил вместе 40 лет. Они были идеальным союзом: Гайдай снимал ее в своих фильмах, а Гребешкова, которой сейчас 88 лет, говорит, что даже спустя 25 лет после смерти своего мужа, продолжает видеть его в своих снах. Рассказываем их историю любви.

В 1949 году Симона де Бовуар улетела в США к Сартру. Находясь в Штатах, писательница познакомилась с американцем Нельсоном Алгреном и вмиг влюбилась в него. Алгрен тоже был в восторге от 39-летней женщины, сделал ей предложение и попросил навсегда остаться в Америке. Их сложные отношения длились 14 лет, но в итоге закончились расставанием. Де Бовуар бросила Алгрена, объяснив ему, что по-настоящему ее сердце принадлежит Сартру.

«Люди ждали, что я буду верной Сартру, — писала она. — Поэтому я делала вид, что так оно и есть», — писала Симона де Бовуар.

К началу 1950-х между Симоной и Жан-Полем уже давно не было сексуальной связи, только духовная. Тем не менее она отказалась от будущего с Алгреном, понимая, что интеллектуальные отношения с Сартром для нее дороже романа с американцем. Правда, этот разрыв стал для женщины болезненным. Отказаться от женского счастья ради буйной связи с французским философом Симоне было нелегко.

Забыть неудачный любовный опыт ей удалось только в 1954 году в объятиях 27-летнего Клода Лацмана. О связи с юношей, который был моложе ее на 20 лет, Симона писала Сартру: «Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир».

В том же году де Бовуар выпустила книгу «Мандарины», где рассказала об отношениях с Нельсоном Алгреном. Прочитав ее, американец был возмущен поведением экс-возлюбленной, он говорил: «Черт бы ее побрал. Любовные письма — это слишком личное. Я не раз бывал в публичных домах, но даже там женщины держат двери закрытыми».

Смерть в одиночестве

Content image for: 507680

Симона встречалась с 27-летним Клодом Ланцманом семь лет. Затем бросила его, сославшись на вечную любовь к Сартру. С последним в послевоенные годы де Бовуар встречалась ежедневно. Симона показывала Жан-Полю свои рукописи, тот в ответ давал ей на рецензирование свое творчество. Все было хорошо, пока в 1960-х годах в их союз не вторглась студентка Сартра — юная еврейка Арлетта Элькаим.

Поначалу Симона спокойно относилась к Арлетт, но, когда философ стал советоваться с девушкой по поводу писательства, де Бовуар возненавидела ее. В 1965 году Сартр удочерил Арлетт. В ответ на это де Бовуар удочерила свою молодую подругу Сильвию ле Бон, которая на самом деле являлась любовницей писательницы. Эту странную войну между двумя писателями нарушил недуг Сартра. В 1980 году он тяжело заболел. Все это время ухаживала за ним Симона. 15 апреля 1980 года Жан-Поль Сартр умер.

«Конечно, я любила его, но безответно — наши тела существовали впустую», — писала Симона де Бовуар.

А через шесть лет не стало и де Бовуар. Она умерла в полном одиночестве в своей маленькой парижской квартире с видом на кладбище Монпарнас. В последние дни жизни ее никто не навещал. Ни одна подруга, даже удочеренная Сильвия ле Бон, так и не пошли проститься с Симоной.

Фото: legion-media, rexfeatures, istnews