4 причины, по которым женщин не берут на работу

Хорошая фигура, дорогой автомобиль и зарплата в 18 тыс. рублей — о чем никогда не договорятся работодатель и соискатель.

Федеральная служба государственной статистики по Калужской области на днях опубликовала основные показатели рынка труда за I квартал 2019 года. Согласно этим данным, численность рабочей силы в регионе составила 536,5 тыс. человек, из них не имеют работы, но активно ее ищут 18,2 тыс. жителей области. В их числе — калужанка Маргарита О. Она пытается трудоустроиться в течение нескольких месяцев, но пока безуспешно — разные работодатели отказали ей трижды. Одному из них не понравилась ее внешность, двум другим — наличие детей. Кто чаще всего становится жертвой дискриминации при трудоустройстве, возможно ли бороться с этим явлением и побороть его, зачем соискателей просят пройти видеоинтервью и стоит ли им писать о себе в социальных сетях — разбирались «Известия».

Лишний вес

Маргарите немного за 30, у нее двое детей — сын-школьник, дочери недавно исполнилось четыре года. До второй беременности она работала корреспондентом в одной из калужских телекомпаний. Возвращаться туда после декретного отпуска не стала по семейным обстоятельствам. Когда дочь немного подросла, Рита начала поиски новой работы. Требования у нее были достаточно скромные: минимальная планка по зарплате, которую она для себя поставила, — 18 тыс. рублей в месяц. Работать готова была хоть продавцом, хоть администратором. Главное, чтобы трудоустройство было официальным, а зарплата белой.

Читайте также
Как успешный и опытный 47-летний мужчина два года искал работу: реальная история
Как успешный и опытный 47-летний мужчина два года искал работу: реальная история
Алла Цветова — автор и создатель проекта Lodka-HR, который помогает подбирать качественный персонал для бизнеса — рассказывает историю, как бывает важно женщине поддержать своего мужчину в период безработицы.

— Сначала я пришла устраиваться на работу в спортивный центр, с тренерской деятельностью она вообще никак не связана. Искали человека на должность руководителя детского направления, в обязанности которого входило следить за состоянием игрушек и при необходимости обновлять их, а также заниматься организацией детских праздников, — рассказывает Рита. — Мое резюме руководство центра полностью устроило, и меня пригласили на собеседование.

Я приехала, меня осмотрели с ног до головы, а потом спросили: «Что у вас с весом? Худеть собираетесь?» Я немного растерялась и не нашла, что ответить. Затем сотрудник, который проводил собеседование, поинтересовался: «А какая у вас марка машины? Вам же предстоит ездить на переговоры. Поскольку вы будете представлять интересы нашей компании, это должен быть престижный автомобиль».

По словам женщины, напрямую ей не отказали, в конце собеседования прозвучала дежурная фраза: «Мы вам перезвоним». Но никто, конечно, не перезвонил. Местные работодатели довольно часто указывают в объявлениях о приеме на работу среди прочих требований презентабельную внешность и хороший вкус, но, как правило, это касается вакансий продавцов-консультантов в магазинах одежды и обуви.

Недостаточно приятная внешность

О том, что у внешне привлекательных людей больше шансов трудоустроиться, говорят результаты опроса, проведенного еще в 2009 году Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru. Исследование проводилось в Великобритании, странах Азии, США и России и везде имеет схожие выводы: большинство работодателей обращают внимание на внешность кандидата и, делая выбор между опытным и красивым сотрудником, часто отдают предпочтение красивому. В нашей стране 77% людей считают, что привлекательная внешность — серьезный плюс при трудоустройстве.

Один из калужских предпринимателей в неформальной беседе с «Известиями» подтвердил, что действительно обращает внимание на внешние данные соискателя.

Читайте также
Почему вы не сделали карьеру: 4 причины
Почему вы не сделали карьеру: 4 причины
Чем больше у женщины источников поддержки, тем увереннее она себя чувствует. Любимая работа вполне может стать такой опорой. Однако есть причины, которые мешают сделать карьеру. Психолог Галия Камольдинова перечисляет их и дает рекомендации по их преодолению.

— Я, например, стараюсь не брать на работу кандидатов с явно избыточной массой тела, — говорит бизнесмен. — Считаю, что такие сотрудники более ленивы. Мой многолетний опыт руководителя предприятия подтверждает эту мысль.

— Дискриминирующий фактор по красоте при трудоустройстве однозначно присутствует. Знаю случаи, когда работодатель выбирал сотрудника не по компетенции, а по привлекательной внешности, — говорит генеральный директор сервиса по поиску работы и сотрудников «Работа.ру — Работа для Вас» в Калуге Наталья Зуева. — Я знаю несколько десятков руководителей компаний, которые подбирают работников спортивного вида, а соискателей, не следящих за весом, не приветствуют. Конечно, речь идет не о пограничном состоянии, когда лишних килограммов всего несколько, а о явно избыточном весе. Данный фактор присутствует, когда речь идет о сфере, которую принято называть фронт-офисом. Это сотрудники, отвечающие за непосредственную работу с клиентами, заказчиками: менеджеры по продажам, торговые представители, продавцы одежды и обуви приличных брендов.

Зуева отмечает, что после принятия закона No 162 от 02.07.13, который призван предотвратить подобные случаи дискриминации, оценка соискателя по внешним качествам стала более завуалированной и аккуратной, но она по-прежнему есть.

— Объявления с вакансиями, где одним из условий является хорошая внешность, встречаются крайне редко, поскольку за этим ведется жесткий контроль, — говорит она. — Компании-работодатели часто запрашивают у кандидатов фотографии, а последние года два идет активный тренд, когда соискателей просят самостоятельно записать на сайте видеоинтервью с ответами на несколько вопросов, связанных с работой. Работодатель затем отсматривает их и принимает решение. В случае отказа претендент на вакансию никогда не узнает, что, возможно, он не получил должность в компании именно из-за непривлекательной внешности.

Наличие детей

Неподходящая внешность не единственный повод отказать соискателю в работе. Особенно неуверенно, иногда даже излишне, при поиске работы чувствуют себя женщины с маленькими детьми.

— В некоторых организациях меня сразу спрашивают, собираюсь ли я еще рожать, часто ли болеют мои дети и кто будет оставаться с ними на случай болезни, — рассказывает Маргарита. — Мне говорят прямым текстом: «Нам ваши проблемы не нужны».

Читайте также
Синдром высокого мака: как женщины расплачиваются за успех в карьере
Синдром высокого мака: как женщины расплачиваются за успех в карьере
Опрос 1,5 тысячи женщин разных профессий показал, что большинство из них руководители пытались «подровнять» под коллег, как только они начинали выделяться профессиональными достижениями.

Госслужащая Екатерина М. вышла из декрета, когда дочери исполнилось два года.

— Конечно, ребенок часто болеет, приходится брать больничные, так как, кроме меня, сидеть с ним некому, — говорит она. — В связи с этим недавно состоялся неприятный разговор с начальницей. Она прямым текстом заявила: «Или решай вопрос с больничными, или увольняйся».

По словам Ольги К., еще одной калужанки, при устройстве на работу будущий начальник сразу поинтересовался, сколько лет ее детям. А услышав, что три года и пять лет, спросил, есть ли бабушки, которые будут вместо нее сидеть на больничном.

— В общем, на работу меня взяли, но осадок, как говорится, остался, — признается она.

Однако специалисты по подбору персонала уверяют, что бояться таких вопросов не надо, достаточно лишь четко описать свою позицию по заданным вопросам.

— Не буду утверждать, что дискриминации нет. Она есть, негласная, и не только по половому признаку, но и по возрастному, — говорит Наталья Зуева. — Но я буду утверждать, что адекватность здесь ключевой аспект. Я не знаю ни одного адекватного работодателя, который отказал бы адекватному соискателю, например молодой маме, в приеме на работу. При одном условии: молодая мама или незамужняя девушка имеют четкую позицию и траекторию развития событий в тех или иных будущих ситуациях и могут на собеседовании четко озвучить, как они намерены действовать при наступлении беременности или в случае ухода на сессию. Чаще я вижу ситуации, когда соискатель недоговаривает информацию о своих жизненных обстоятельствах, мягко говоря, лукавит, а потом жалуется, что работодатель не идет навстречу. Договариваться нужно на берегу. А если работодатель неадекватен, то зачем к нему идти?

Отсутствие детей

Кого-то пугают дети, а кого-то — их отсутствие.

— Мне в свое время отказали в работе в трех известных банках Калуги, когда узнавали, что я восемь лет замужем, но у меня пока нет детей, — вспоминает Галина П. — Так и спрашивали: «Через полгода в декрет собираетесь? За этим и пришли?» В итоге в четвертый по счету банк меня все-таки взяли, но пришлось рассказать, что у меня гормональное бесплодие, и даже показать справку от врача.

Через три месяца Галина неожиданно забеременела, после чего сразу же уволилась из банка.

Читайте также
Карьера для интроверта: что делать, чтобы тебя заметили
Карьера для интроверта: что делать, чтобы тебя заметили
Общительность помогает экстравертам подниматься по карьерной лестнице. Получается, интровертам остается лишь это уныло сидеть в своем углу? Ни в коем случае! При правильном подходе интроверты, как люди, обладающие массой достоинств, имеют все шансы построить головокружительную карьеру. Мы расскажем, как интровертам добиться повышения по службе.

— Я считаю, что женщины находятся в сложном положении, потому что, несмотря на законодательство и Трудовой кодекс, они должны постоянно оправдываться — за свой декрет, за больничные, — говорит она. — Чтобы не выслушивать упреки от начальства, мне часто приходилось брать работу на дом, и никто, конечно, за это дополнительно не платил.

Похожую историю может рассказать большинство женщин, которые когда-либо в своей жизни устраивались на работу или пытались создать свою команду, согласовывая кандидатуры с вышестоящим начальством.

— Однажды я набирала в отдел, которым руководила, сотрудников. По объявлению пришли две девушки, — рассказывает Анастасия Р. — Мой непосредственный начальник, который утверждал кандидатуры, долго не соглашался брать их на работу, заявляя, что завтра они выйдут замуж, послезавтра детей родят, а потом будут вечно сидеть на больничных. Мне всё же удалось его убедить, что девушки станут прекрасными работниками, и их приняли.

В итоге новые сотрудницы прекрасно справились со своими обязанностями, одна из них со временем доросла до руководителя крупного отдела. Анастасия говорит, что потом еще не раз сталкивалась с ситуациями, когда мужчин брали на работу охотнее. И зарплату им назначали больше, чем сотрудницам женского пола, со стандартной формулировкой: «Ну он же мужчина — должен кормить семью».

— Как будто женщины не должны, — возмущается она. — Многие из них наравне с мужчинами содержат свои семьи, растят детей, оплачивают ипотеку, при этом выполняя абсолютно тот же объем работы, но за более низкую заработную плату.

Когда же женщинам работать и зарабатывать пенсию? В молодости грозит брак и декрет, в среднем возрасте болеют дети, предпенсионеры никому не нужны. По словам Людмилы, которая столкнулась с дискриминацией по возрасту, «если тебе за 45, шансы трудоустроиться приближаются к нулю». В открытую об этом никто не скажет, но ее опыт подсказывает, что если снизить в резюме свой возраст, скажем, до 30 лет, вычистить все косвенные свидетельства вроде даты окончания вуза и так далее, то откликов становится на порядок больше.

Как правильно искать работу

Специалисты по подбору персонала, в свою очередь, уверены, что работу не находит только тот, кто плохо ищет, и выделяют несколько правил, которые помогут соискателям сделать это быстрее.

— Ключевой момент — нужно четко осознавать, в каких сферах вы видите свое применение, что именно вы хотите делать и какой ваш навык может быть хорошо куплен на рынке. Когда такое понимание будет, тогда и формируйте свой вишлист, — советует Наталья Зуева.

По ее словам, у рекрутеров есть незыблемое правило: поиск работы — это всегда работа, он должен занимать 6−8 часов в день. И это нужно осознать и принять. При таком усердии желаемую позицию можно найти в течение 2−3 месяцев.

— К сожалению, подобное понимание есть у единиц соискателей, — говорит Зуева. — Большинство после третьего-четвертого отказа опускает руки. Опыт в поиске работы — это такая же компетенция и навык, как любой другой. Его нужно прокачать множеством собеседований и отказов/самоотказов, сбором информации о компаниях и будущих задачах.

Второе правило — раскидывать свои сети как можно шире, задействовать самые разные способы поиска работы, откинуть стеснение. Не стоит также упускать возможности личной встречи с потенциальными работодателями, которые дают разнообразные ярмарки вакансий и фестивали профессий.

Еще одно правило — хорошее резюме, лучше в нескольких вариантах. Сейчас в открытых источниках можно найти много образцов.

Кроме того, сегодня работодатели обязательно просматривают социальные сети соискателей. Поэтому специалисты рекомендуют создать аккаунт хотя бы в одной из них, демонстрировать свою открытость, добавлять актуальные фото, но в то же время следить за публикуемым контентом.

— А еще у рекрутеров есть два профессиональных понятия, назовем их «хочет» и «может», — говорит Наталья. — Часто на работу предпочитают брать тех, кто «хочет», такие сотрудники способны горы свернуть — и необходимые навыки получат, и работать будут с большей отдачей. Конечно, нужно понимать, что есть много профессий, где одной только мотивации недостаточно. Но при одинаковом наборе профессионального опыта и знаний возьмут того, у кого горят глаза.

Найти и не сдаваться

Если даже в 45 глаза соискателя горят яростным огнем, но на работу его всё равно не берут, у него есть возможность прокачать свои навыки в судебных баталиях.

— Случаи, когда соискателю отказывают в работе, потому что у него маленькие дети или возраст неподходящий, встречаются достаточно часто, — говорит адвокат Игорь Бочкарев. — В нашей стране это, к сожалению, нехорошая, устоявшаяся традиция.

Он поясняет, что пострадавшее лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав и компенсации морального вреда. Борьба, конечно, будет нелегкой — одних только объяснений пострадавшего будет недостаточно, потребуются доказательства. И далеко не все доказательства, которые соискатель предъявит в суде, могут быть оценены как допустимые и надлежащие. Речь, в частности, идет о диктофонной записи, сделанной на собеседовании без предварительного уведомления работодателя.

— В письменном же отказе работодатель никогда не укажет истинную причину, по которой не принял человека на работу, — говорит Игорь Бочкарев.

Тем не менее адвокат уверен, что соискателю, которому отказали в работе по дискриминирующим признакам, в любом случае надо подавать жалобу.

— Хотя бы в трудовую инспекцию и прокуратуру. Пусть они проведут проверку, по итогам которой будет вынесено решение.

На собеседование с диктофоном

4 причины, по которым женщин не берут на работу

Формально россияне защищены от какой-либо дискриминации при приеме на работу. Федеральный закон No 162-ФЗ «О занятости населения в РФ», в частности, запрещает распространение информации о вакансиях, где содержатся сведения о каких-либо ограничениях, косвенных или прямых, или устанавливаются преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и т. д. За нарушение этих условий предусматривается штраф в размере от 500 до 1000 рублей — для граждан, от 3000 до 5000 рублей — для должностных лиц и от 10 000 до 15 000 рублей — для юридических.

Кроме того, по письменному требованию соискателя работодатель обязан сообщить ему причину отказа в письменной форме. Сделать это он должен в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Кандидат может воспользоваться правом обжаловать этот документ в суде.

— Если работодатель не принимает работника по очевидно дискриминирующим признакам: пол, раса, лишний вес, наличие малолетних детей, то это, конечно, явное нарушение закона, — сообщил в беседе с «Известиями» уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников. — В таких случаях следует обращаться в суд. Но для выигрыша дела необходимо иметь неоспоримые доказательства вины потенциального работодателя. Для этого могут подойти видео- и аудиодоказательства. То есть готовиться к отказу нужно заранее.

Кто разбудит пассионариев

— Даже если соискатель выиграет дело, я ему не позавидую, — добавляет Юрий Зельников. — Этому работнику будет очень нелегко выжить на работе в наших российских условиях.

Отчасти и по этой причине обращаться в суд или трудовую инспекцию Маргарита не планирует.

— Многим женщинам проще отпустить ситуацию. Мне тоже, — говорит она. — Возможно, еще несколько лет назад я бы стала бороться, сейчас не буду. Для этого надо быть очень смелым и уверенным в себе человеком. Вот если бы сразу много женщин, ставших жертвами дискриминации при приеме на работу, в какой-то один отрезок времени пошли бы и пожаловались, тогда, возможно, результат был бы, но в одиночку что-то изменить невозможно.

Бывшая сотрудница калужского банка Галина несколько лет живет в Германии, где, по ее словам, дискриминации при приеме на работу быть не может.

— Соискатель всегда может подать в суд, и тогда у работодателя возникнут серьезные проблемы, — говорит она. — При устройстве на работу никто не спрашивает о семейном положении и наличии детей, в анкетах вопросов об этом нет. Женщина имеет полное право устроиться на работу, будучи беременной, и не сообщать об этом работодателю. Если бы в России тщательнее оберегалась частная жизнь, а при трудоустройстве спрашивали только об образовании и опыте работы, то возможность дискриминации исключалась бы. Не должны иметь никакого отношения к работе ни семейное положение, ни наличие детей, ни вероисповедание — только образование и профессиональные навыки.

— На Западе давно другая культура, — подчеркивает омбудсмен Юрий Зельников. — Знаю случай, когда сидячего инвалида суд обязал принять на работу за стойку на ресепшне отеля сидя, хотя все остальные там работали стоя. Или вот однажды омбудсмен Швеции пригласил нас в шведский парламент — риксдаг. На входе у рамки стояли две малайзийки с металлодетекторами далеко не идеальной внешности. На мой вопрос, почему так, последовал ответ: «Так мы проявляем толерантность». Что же касается нашей действительности, то в ближайшей перспективе я оснований для существенных изменений не вижу. Мы отстаем в культуре от Запада примерно на тысячу лет. Да, эту дистанцию можно попытаться сократить быстрее, но для этого необходимы гигантские усилия и политическая воля. Для этого нужны национальные пассионарии, пока они спят.

В вечном поиске

Маргарита всё еще продолжает искать работу. Несколько компаний готовы взять ее хоть завтра, но на таких условиях, которые ее абсолютно не устраивают.

— Практически нигде не предлагают официальное трудоустройство. Кто-то не оформляет на работу только на период испытательного срока, где-то официального трудоустройства нет вообще, — рассказывает она. — Например, в одном магазине мне сказали: «Можешь выходить хоть завтра». 12-часовой рабочий день, обед — 15 минут, один выходной в неделю, причем только в будни, потому что выходные — самые хлебные дни. И ни больничных, ни отпусков. Зарплата «серая», причем совсем не та, которая обозначена в объявлении. Например, в описании вакансии указана сумма 22 тыс. рублей в месяц, приходишь на собеседование, а тебе называют совсем другую — 14 тыс. И аргументируют: «Вы сначала должны поработать у нас 7−8 месяцев, тогда мы будем платить вам ту зарплату, которая указана в объявлении». В общем, мои поиски продолжаются. Надеюсь, что-нибудь обязательно найдется…