Что такое инфоцыганство и кто такие инфоцыгане
«Я считаю, что термин "инфоцыганство" больше относится к способу продажи курса, чем к его наполнению. Всем нам известны стереотипы, касающиеся реальных цыган, тех самых людей, которые подходят на вокзале, просят "позолотить ручку", а затем могут обмануть и обворовать. В плохом контексте мы представляем их себе именно так», – рассказывает Юлия Родочинская, предприниматель, маркетолог, основатель Института онлайн-профессий и агентства Julia Marketing.
Инфоцыгане действуют сходным образом, но, как правило, не в реальном, а в онлайн-мире: они используют манипуляцию, агрессию, искусственно создавать ажиотаж и нагнетать ситуацию. Еще один распространенный прием – смещение фокуса с самого инфопродукта и его результатов на задаривание аудитории (так называемые «гивы»).
Многие люди делают собственные онлайн-курсы, у таких продуктов при правильной раскрутке очень высокая маржинальность – она доходит до 85%. Прибыль даже после оплаты налогов и выдачи зарплаты сотрудникам останется довольно большой. Затраты при этом могут стремиться к нулю, а потому онлайн-курсы – лакомая ниша.
Всегда ли мотивационные курсы – бесполезная трата времени?
Мотивационные курсы распространены по всему миру более 30 лет, они претерпевали разные формы (общение оратора с аудиторией со сцены, книги о том, как просто и быстро разбогатеть, экстремальные курсы «для настоящих» мужчин). Можно ли сказать, что это пустая трата времени и денег? Совершенно точно нет.
Представьте себе маму в декрете из провинциального города, которая уже который год не работает и сидит с ребенком. Она записывается на курс мотивационного блогера, который рассказывает об исполнении желаний, так как у нее нет возможности пойти к коучу или психологу, а ее окружение тащит ее вниз. Информация, которую она получает на этом курсе, ее вдохновляет, «прокачивает» с точки зрения психологии. Иногда такого заряда вдохновения оказывается вполне достаточно для того, чтобы подтолкнуть человека к поиску нового решения в своей жизни.
С другой стороны, есть люди, которые идут на курс, наивно полагая, что после того как они прослушают всю эту информацию, их жизнь сразу изменится, а с потолка будут сыпаться деньги. Этого, конечно, не происходит.
Конверсия в кейс у мотивационных курсов невелика: из ста человек, которые прослушают его, добиться определенных результатов сможет только один. Но так часто происходит и вне курсов – даже когда мы поступаем в институт, нет никаких гарантий, что мы его окончим. Можно ли считать, что институт и все его преподаватели – инфоцыгане, которые нас обманули? Скорее нет, чем да, хотя, конечно, вузы, как и учителя, бывают разными.
Как отличить качественный инфопродукт от инфоцыганского
Экспертность. Если девушка похудела на 30 кг, значит ли это то, что она стала экспертом в похудении, поэтому стоит обязательно приобрести у нее курс по избавлению от лишних килограммов? Нет никакой гарантии, что, если удалось похудеть ей, то это получится и у других. Любая ли женщина, которая родила ребенка, может создать курс о подготовке к родам? Едва ли, ведь она не акушер и не доула.
Сейчас появилось огромное количество курсов и инфопродуктов, которые основаны только на личном опыте человека. Экспертность такого курса под вопросом: достигнутый результат может оказаться единичным случаем, удачей, счастливым стечением обстоятельств. Не стоит забывать и о том, что без необходимых навыков и базы знаний человек несведущий не просто заставит вас раскошелиться на бессмысленный продукт, но и может навредить здоровью: худеть без советов диетологов или заботиться о здоровье будущего малыша без гинеколога – занятие рисковое.
Специалист, обучающий всему. Еще вчера он продавал курс по архитектуре бровей, сегодня выпускает продюсеров, а завтра анонсирует курс по распаковке личности. В этом случае возникают сомнения в профессиональности эксперта, в том, что именно он знает. Исключения, конечно, существуют: можно получить новое образование или собрать команду специалистов почти в любой сфере. Всегда нужно смотреть на курс, эксперта и продвижение продукта комплексно, здраво оценивая каждый из аспектов.
Результативность. Лучше, чтобы результаты были и у преподавателя, и у студентов. Если в этом есть сомнения, то можно написать студентам – найти в соцсетях их несложно, так как исключать вероятность подделок нельзя.
Длительность. Нужно смотреть правде в глаза – если вам обещают, что за 3 дня вы освоите 5 профессий и начнете зарабатывать миллионы, то это должно насторожить. В галерее читайте о звездах, которые постоянно учат поклонников, как строить отношения:
Способ продажи. Продвижение через агрессию и манипуляцию – повод отказаться от выбора именно этого продукта и этого эксперта. Если вам говорят, что курс надо купить срочно, ведь только сегодня и только сейчас он отдается с невероятной скидкой и с участием мегаспециалистов, есть риск, что организатор давит на вас, в первую очередь желая заполучить «золотоносного» клиента и не сильно думая о качестве курса.
Оформление. Некоторые соцсети «обучены» ловить подозрительные посты с невнятными предложениями «поднять бабла» после соответствующего курса. Поэтому блогеры вынуждены писать названия своих программ и зазывать пользователей предложениями, в которых часть букв заменена символами: например, $, #, *. Выглядит все это как игровая забавная форма, но на самом деле таким образом недобросовестные предприниматели пытаются не попасться под арест искусственного интеллекта.