
Если нас окружают токсичные люди, легче всего просто с ними не общаться. Однако на работе это не так просто: далеко не все в случае негативной ситуации (или даже нескольких) могут написать заявление на увольнение и уйти в свободное плавание. И причины у всех разные: карьерные амбиции, которые возможны только в определенной компании, зарплата, сложности с поиском новой вакансии.
Однако есть психологические тактики, которые помогут «выжить» даже в сложных офисных условиях. Наш эксперт предлагает воспользоваться приемами из транзактного (или трансакционного) анализа. Важно лишь проанализировать, какие условия на работе у вас сложились, и какой из методов ниже подойдем именно вам.

Екатерина Легостаева
Психолог международного института психологии Smart
1. Направить фокус внимания на себя
Будьте выше атмосферы, которая у вас на работе, лучше постоянно совершенствуйтесь и перерастите свои страхи перед авторитетами. Отличный пример можно увидеть в фильме «Дьявол носит Prada»: главная героиня, понимая, что находится в токсичной, высоко конкурентной среде, постоянно развивается и не перестает учиться у людей, которые уже достигли результатов, хотя они относятся к ней не самым лучшим образом. И важно, что она не отходит от своей цели и достигает ее.
2. Быть не жертвой, а лидером
Развивайте в себе силу духа и берите ответственность за то, что с вами происходит. Например, в фильме «Гарри Поттер и Орден Феникса» главный герой, объединив вокруг себя других, сопротивляется нелепым правилам и бюрократии и даже получает поддержку старших товарищей. Фокус внимания — опять же, на большой цели.

3. Найти союзников
Если у вас есть единомышленники, которые вас поддерживают, справиться с токсичной атмосферой будет намного проще. Вспомните Круэллу из одноименного фильма, которая со своей командой веселит публику и успешно конкурирует с признанным авторитетом. И здесь процесс важнее результата — само взаимодействие с близкими по духу людьми, создание и совместное воплощение какой-то задумки обогащают внутренний мир героини и продвигают к успеху вовне.
4. Действовать быстро и на опережение
Не стоит медлить, если вас окружают люди, готовые идти по головам. Вдохновляйтесь примером героини в «Голодных играх»: именно скорость принятия решений и внезапность реагирования позволили ей выжить в критических условиях.
5. Не отступать от плана
Пробуйте снова и снова, пытайтесь перебороть ситуацию. Пример: Рокки из одноименного фильма. Сто раз упасть и сто один раз подняться — формула его победы в тяжелых условиях. Следуйте и вы этой стратегии: будьте куклой-неваляшкой, поплавком на поверхности бушующего моря.
Что еще?
Попробуйте идентифицировать себя с кем-либо из приведенных выше персонажей (или вспомнить кого-то еще), чтобы взять его стратегию поведения и применить на себе. При этом важно понимать, что каждый герой использует сразу несколько способов поведения, чтобы выжить, но наиболее ярко проявляет лишь определенный.
И самое главное: не воспринимайте негативную атмосферу на работе близко к сердцу. Помните, что токсичность окружающих часто связана с их внутренними ограничениями и критикующими фигурами из прошлого, и к вам напрямую это никак не относится.