
Когда в вашем окружении встречается человек, который легко раздражается, важно помнить, что даже в самолете сначала маску надевают на себя. Поэтому позаботьтесь в первую очередь о себе: не становитесь мишенью, не игнорируйте свои чувства и потребности, не занимайтесь спасательством.
Мы узнали у психолога-консультанта Анастасии Быстровой, какие есть варианты общения со вспыльчивым человеком.

Анастасия Быстрова
Психолог-консультант
1. Не отвечайте на вспышку вспышкой
Когда кто-то резко повышает голос или обвиняет, логична первая реакция — ответить тем же. Это нормально, но неэффективно: повышенный тон в ответ лишь подливает масла в огонь. Лучше сохранить спокойствие и дать понять, что вы не хотите вовлекаться в скандал.

Нейтральный тон, короткие фразы, отсутствие ответных обвинений — один из способов стабилизировать разговор.
2. Отделяйте эмоции от человека
Человек в состоянии гнева — это не все, кем он является. Даже если в моменты вспышек слышны болезненные слова в ваш адрес, важно понимать: в этой реакции много боли и неумения обращаться со своими чувствами.
Это не отменяет границ, но помогает не воспринимать гнев кого-то на свой на счет: любому человеку есть о чем поплакать ночью.
3. Возьмите паузу
Некоторым людям нужно «выпарить» эмоции, только после этого они способны слышать и обсуждать. Не всегда есть смысл решать все здесь и сейчас. Если видите, что собеседник вышел из состояния самоконтроля ,разумно приостановить разговор и предложить вернуться к нему позже.

4. Уточняйте, а не интерпретируйте
Фразы вроде «Ты опять все портишь» или «Ты вечно злишься» — обостряют ситуацию. Вместо этого находитесь в «Я — позиции» и задавайте уточняющие вопросы, например:
- Я чувствую напряжение в нашем разговоре, давай обсудим, что тебе не нравится?
- Я ощущаю, что какой-то момент у тебя появилось раздражение, давай поговорим об этом?
Это переключает человека от крика к чувствам, ощущениям и смыслу. Даже если не сразу, то через несколько минут точно.
5. Не принимайте на себя роль «спасателя»
Важно помнить: вспыльчивость — зона ответственности самого человека. Вы не обязаны все сглаживать, угождать, избегать тем, лишь бы избежать конфликта. Особенно если вспышки — регулярны и эмоционально изматывают.
6. Обозначьте границы
Если гнев переходит в агрессию, унижение, крики — это не характер, а нарушение границ. И об этом стоит сказать:
- Я не хочу продолжать разговор в таком тоне.
- Когда ты начинаешь кричать — я закрываюсь и не могу слышать, что ты говоришь.
Говорить про свои ощущения, а не обвинять — это ключ ко взрослому общению.

7. Дайте конструктивную обратную связь
Когда эмоции утихнут, можно вернуться к ситуации и объяснить свою позицию, например, сказать следующую фразу: «Когда на меня кричат — я теряюсь. Если хочешь, быть услышанным, давай попробуем по-другому».
Такое обращение не обвиняет, но дает понять, что вспышки имеют последствия и не остаются безразличными.
Что важно еще знать о вспыльчивости других людей
- Вспыльчивость — это не всегда про злость, часто — про боль и страх.
- Вы не обязаны терпеть, но и не всегда стоит перевоспитывать человека, возможно, ему лучше обратиться к специалистам — нейропсихологу и психологу.
- Иногда человек сам не осознает, что причиняет вред, так что конструктивная обратная связь поможет соприкоснуться с реальностью.
- Если в вашем окружении есть вспыльчивый человек, вы имеете право защищать свои границы, не оправдываясь и не «спасая» его.
- Если вы чувствуете, что рядом с человеком вы постоянно «ходите на цыпочках», это уже вопрос не к нему, а к вашему праву на безопасность.