Психолог раскрыла, как общаться со вспыльчивыми людьми

Часто вспыльчивость — это не про «трудный характер», а скорее про реакции, вызванные сложностями в урегулировании своих эмоций, внутренним напряжением и наличием неудовлетворенных потребностей.
Редактор рубрик «Мода» и «Психология»
Девушка во время ссоры с партнером думает о том, кто такой вспыльчивый человек, как общаться с трудными людьми
В нашей статье — советы о том, как вести себя со вспыльчивым человеком Источник: Кадр из фильма

Когда в вашем окружении встречается человек, который легко раздражается, важно помнить, что даже в самолете сначала маску надевают на себя. Поэтому позаботьтесь в первую очередь о себе: не становитесь мишенью, не игнорируйте свои чувства и потребности, не занимайтесь спасательством. 

Мы узнали у психолога-консультанта Анастасии Быстровой, какие есть варианты общения со вспыльчивым человеком.

Анастасия Быстрова

Анастасия Быстрова

Психолог-консультант

1. Не отвечайте на вспышку вспышкой

Когда кто-то резко повышает голос или обвиняет, логична первая реакция — ответить тем же. Это нормально, но неэффективно: повышенный тон в ответ лишь подливает масла в огонь. Лучше сохранить спокойствие и дать понять, что вы не хотите вовлекаться в скандал.

Читайте также

Нейтральный тон, короткие фразы, отсутствие ответных обвинений — один из способов стабилизировать разговор.

2. Отделяйте эмоции от человека

Человек в состоянии гнева — это не все, кем он является. Даже если в моменты вспышек слышны болезненные слова в ваш адрес, важно понимать: в этой реакции много боли и неумения обращаться со своими чувствами.

Это не отменяет границ, но помогает не воспринимать гнев кого-то на свой на счет: любому человеку есть о чем поплакать ночью.

3. Возьмите паузу 

Некоторым людям нужно «выпарить» эмоции, только после этого они способны слышать и обсуждать. Не всегда есть смысл решать все здесь и сейчас. Если видите, что собеседник вышел из состояния самоконтроля ,разумно приостановить разговор и предложить вернуться к нему позже.

Девушка во время ссоры с партнером думает о том, кто такой вспыльчивый человек, как общаться с трудными людьми
Нейтральный тон, короткие фразы, отсутствие ответных обвинений — один из способов стабилизировать разговорИсточник: Кадр из фильма

4. Уточняйте, а не интерпретируйте

Фразы вроде «Ты опять все портишь» или «Ты вечно злишься» — обостряют ситуацию. Вместо этого находитесь в «Я — позиции» и задавайте уточняющие вопросы, например:

  • Я чувствую напряжение в нашем разговоре, давай обсудим, что тебе не нравится?
  • Я ощущаю, что какой-то момент у тебя появилось раздражение, давай поговорим об этом?

Это переключает человека от крика к чувствам, ощущениям и смыслу. Даже если не сразу, то через несколько минут точно. 

5. Не принимайте на себя роль «спасателя»

Важно помнить: вспыльчивость — зона ответственности самого человека. Вы не обязаны все сглаживать, угождать, избегать тем, лишь бы избежать конфликта. Особенно если вспышки — регулярны и эмоционально изматывают.

6. Обозначьте границы

Если гнев переходит в агрессию, унижение, крики — это не характер, а нарушение границ. И об этом стоит сказать:

  • Я не хочу продолжать разговор в таком тоне.
  • Когда ты начинаешь кричать — я закрываюсь и не могу слышать, что ты говоришь.

Говорить про свои ощущения, а не обвинять — это ключ ко взрослому общению.

Девушка после ссоры с партнером думает о том, кто такой вспыльчивый человек, как общаться с трудными людьми
Если гнев переходит в агрессию, унижение, крики — это не характер, а нарушение границИсточник: Кадр из фильма

7. Дайте конструктивную обратную связь

Когда эмоции утихнут, можно вернуться к ситуации и объяснить свою позицию, например, сказать следующую фразу: «Когда на меня кричат — я теряюсь. Если хочешь, быть услышанным, давай попробуем по-другому».

Такое обращение не обвиняет, но дает понять, что вспышки имеют последствия и не остаются безразличными.

Что важно еще знать о вспыльчивости других людей

  1. Вспыльчивость — это не всегда про злость, часто — про боль и страх.
  2. Вы не обязаны терпеть, но и не всегда стоит перевоспитывать человека, возможно, ему лучше обратиться к специалистам — нейропсихологу и психологу.
  3. Иногда человек сам не осознает, что причиняет вред, так что конструктивная обратная связь поможет соприкоснуться с реальностью.
  4. Если в вашем окружении есть вспыльчивый человек, вы имеете право защищать свои границы, не оправдываясь и не «спасая» его.
  5. Если вы чувствуете, что рядом с человеком вы постоянно «ходите на цыпочках», это уже вопрос не к нему, а к вашему праву на безопасность.