Поезд «Москва — Рига» прибывает на станцию «Пустошка» в 2:20 ночи. Стоянка — 3 минуты, за которые нужно успеть спрыгнуть вместе с чемоданом в кромешную тьму. Никакого вокзала в Пустошке нет: есть как бы платформа, которая мало чем отличается от окружающего пейзажа. Фото смотри в галерее.
На станции меня встречает водитель Сергей, феноменально бодрый для этого времени суток. Он резво выхватывает мой скромных размеров чемодан, кладет его в багажник, и, потирая руки, интересуется: «Поехали?» Я киваю, мы едем. Редкие фонари Пустошки сменяются абсолютной темнотой — про такую, вероятно, как раз говорят «хоть глаз выколи». Фары высвечивают туман, который кажется вполне осязаемым.
Минут через 20 мы сворачиваем с трассы на проселочную дорогу. Кругом — густой лес. Вдруг в нос ударяет резкий запах… хрена. «Местный фермер развел здесь целую плантацию, — отвечает на мой незаданный вопрос предусмотрительный Сергей, — мы его так и зовем: хреновщик». Мы движемся вперед. Лес. Хрен. Кочка. Канавка. Хрен. Снова хрен. Чей-то забор. Еще один...
Внезапно Сергей останавливается, глушит мотор и резюмирует: «Приехали». Ворота открываются, и я вижу перед собой нереальной красоты дом в лучших традициях нормандских замков: небольшой, но нарядный. Часть фасада увита диким виноградом, в окнах уютно горит свет. На пороге меня встречает Елена: она хранительница очага усадьбы Ореховно.
Утром я подхожу к окну и замираю в полном изумлении: по ощущениям, я ехала в Псковскую область, а приехала как минимум в Прованс. Передо мной — фантастической красоты сад с выстриженными по линейке кустами, изящным фонтаном, живыми изгородями и пышными розами. Пожить в усадьбе — огромная честь, которая выпадает немногим: это частный дом, он принадлежит ландшафтному архитектору Александру Гривко. Он же и создатель сада, разбитого в память об его рано ушедшей матери. Что касается территории усадьбы с поэтичным названием Ореховно, то прогуляться по ней может любой желающий: вход в райский сад стоит 550 рублей. Это первый и пока единственный на территории России европейский сад, который, несмотря на статус частного владения, открыт для публики.
Ореховно — обязательная остановка для всех, кто путешествует по Псковской области на машине или едет из Москвы в Ригу: усадьба находится в непосредственной близости от трассы М9.
Растения здесь подобраны с учетом местного климата: например, теплолюбивым тису и самшиту нашлась замена в виде туи западной. Есть в Ореховно и небольшой французский огород, и итальянский сад эпохи Возрождения. В общем, можно совершить путешествие по Европе, не покидая пределов Псковской области. И поверь на слово: получасовая прогулка среди величественных деревьев, ароматных трав и замысловатых кустарников подарит массу впечатлений и быстро восстановит силы даже после самой утомительной поездки.
Ближайший к Ореховно город, та самая Пустошка, помимо железнодорожной станции, похвастаться особо ничем не может. Впрочем, здесь есть простенькая гостиница (имей в виду, если решишь заночевать по дороге) и популярный во всей стране продуктовый магазин, ассортимент которого даст фору своему московскому собрату из моего спального района.
Надышавшись свежим воздухом и вдоволь насмотревшись на ландшафтные красоты, я отправляюсь в усадьбу Мусоргского. Этот дом-музей принадлежал деду великого композитора, И.И. Чирикову, а сам Модест Петрович нередко здесь бывал. На календаре суббота, поэтому я попадаю на концерт художественной самодеятельности. Выступает местная знаменитость Любовь Быстрова со своими учениками. Быстрова — человек-оркестр: поет, играет на аккордеоне и гитаре, сочиняет стихи, фотографирует и раздает путевки в жизнь молодым талантам. Песни про «учительницу первую мою», родную речку и любовь до гроба чудесным образом берут за душу. В какой-то момент я ловлю себя на том, что наблюдаю за происходящим, затаив дыхание, и вовсе не хочу, чтобы этот концерт, напоминающий мне школьные утренники, заканчивался.
Не важно, насколько ты увлекаешься классической музыкой и отличаешь ли Мусоргского от Чайковского, прогулка по усадьбе композитора в сопровождении хорошего гида — это отличный способ провести время.
Смотрительница музея рассказывает о Мусоргском так, как будто он был как минимум ее двоюродным братом: захватывающе, с неподдельными эмоциями и огоньком. Полчаса слушаю, открыв рот, и думаю, что московским работникам искусства есть чему поучиться у этой удивительной женщины.
В воскресенье меня ждет дальняя дорога: я отправляюсь в Изборск. Это другой конец области, ехать придется до самого Пскова, но меня гонит ностальгия: впервые я побывала в Изборске со школьной экскурсией в 7-м классе, и с тех пор это место часто становилось местом действия моих снов. Изборскую крепость я совсем не признаю, зато вид на озеро с Труворова городища оказывается очень знакомым. Хорошая погода располагает к долгой прогулке, на которую я трачу часа три: заглядываю на кладбище, дохожу до Словенских ключей, делаю несколько фотографий с очаровательными лебедями, поднимаюсь на крепостную стену и снова наслаждаюсь живописными пейзажами.
Заканчиваю свой поход на Изборск сытным обедом на веранде ресторана при гостиничном комплексе «Изборск» (бери уху — не прогадаешь), а по дороге на вокзал останавливаюсь купить два килограмма черники: «Забирайте вместе с банкой, я новую куплю», — говорит хозяйка черничной распродажи на трассе, олицетворяя собой все гостеприимство этого края.
Мой поезд отбывает со станции «Пустошка» в 00:54. Стоянка длится одну минуту, и нужно успеть запрыгнуть в свой вагон (и не потерять чемодан). А уж потом можно выдохнуть, забраться на верхнюю полку и, переварив немного яркие впечатления прошедших выходных, забыться крепким сном до самого Рижского вокзала.
Куда любят ездить наши редакторы:
- В Израиль, чтобы поиграть там с котиками и мужчинами;
- В Италию в поисках любовного приключения;
- В Литву за массажем и спа-процедурами.