Непримиримый противник фастфуд-ресторанов — движение Slow Food — с каждым годом становится все популярнее. Философия «медленной еды» возвратит потерянный вкус к жизни: Slow Food — это не только модный тренд. Это прежде всего здоровая пища, традиционная кухня и уважение к земле, на которой мы живем.
Люди и машины
В конце XVIII века, в эпоху индустриальной революции, на помощь человеку пришли машины, что позволило значительно ускорить процесс производства. Казалось бы, это феноменальное открытие должно было облегчить незавидную участь работника мануфактуры — впрочем, поначалу так оно и было. Однако совсем скоро и человеку пришлось модернизироваться — главным образом для того, чтобы поспевать за индустриальными темпами работы. Время выполнения каждой операции высчитывалось вплоть до секунд и с каждым разом сокращалось. Таким образом, дорогостоящие машины окупались гораздо быстрее, но вот обслуживающему персоналу пришлось привыкнуть к жесткому графику и даже принимать пищу строго по расписанию.
В начале XIX века индустриальный подход, главным критерием которого были скорость и дешевизна, стал применяться на практике повсеместно начиная от сборки автомобилей и заканчивая выращиванием овощей. В 20-х годах появились первые фастфуд-рестораны, в 30-х супермаркеты вытеснили традиционные лавки с местными товарами, а к концу столетия универсальная культура «быстрой жизни» и вовсе приобрела угрожающий размах: люди попросту утратили интерес к тому, что именно находится в их тарелке! Процесс принятия пищи превратился в некий акт выживания — человек, словно машина, ел что угодно, лишь бы продолжить гонку.
Право на наслаждение
Исправить это недоразумение взяла на себя организация Slow Food. Ее члены, яростные противники фастфуда, выступают против культа быстрой жизни, в которой нет времени даже на обед с семьей или друзьями. Помимо этого Slow Food защищает местные обычаи и традиционную кухню, а также борется за право получать удовольствие от еды — ведь принятие пищи это не только вопрос выживания!
Одна из основных задач этой организации — защита ремесленного производства и традиционных мест питания, которые просто не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны крупных сетевых ресторанов и промышленных супермаркетов.
Организация Slow Food возникла в 1989 году в Италии. Еe создатель, журналист и кулинарный критик Карло Петрини (Carlo Petrini), еще задолго до этого был сторонником сохранения кулинарных традиций своей страны. Но когда в 1986 году вездесущий Макдоналдс решил открыть еще один ресторан в Риме — да не где-нибудь, а прямо на знаменитой Площади Испании, — терпение Петрини лопнуло, и он приступил к активным действиям. Демонстрация против открытия «Макдоналдса» на Piazza di Spagna имела безоговорочный успех: идеи Петрини приняли во всем мире, и в настоящее время организация «Слоу фуд» насчитывает более 100 000 единомышленников в 45 странах.
Члены движения формируют так называемые конвивиумы (convivium), которые создаются по территориальному признаку. В каждом регионе отдельный конвивиум курирует образовательные программы, «слоу-шопы» и рестораны, а также организовывает гастрономические семинары и путешествия.
В качестве эмблемы Slow Food была выбрана улитка — символ медлительности. Однако жить медленно вовсе не значит стоять на месте!
Справочник медленной жизни
«Слоу-шоп». Медленный магазин — современная альтернатива быстрому супермаркету. В slow-лавке продают только эко- и биопродукты преимущественно местного производства (km 0), а если они и были привезены издалека (как, например, кофе и чай), то, скорее всего, это товары с маркировкой «справедливая торговля» (сертификат, гарантирующий приемлемые условия работы для производителей из развивающихся стран). В «слоу-шопе» абсолютно все продается на развес, а если вы пришли без специальной корзины, вам предложат тряпичную сумку или пакет из переработанной бумаги. Вся упаковка сделана из биоразлагаемых материалов, никакой пластиковой тары!
Обычно в «слоу-шопе» имеется доска с объявлениями для активных последователей движения, где анонсируются всевозможные семинары, гастрономические праздники, новые фермерские хозяйства и прочее.
«Слоу-корзина» (экокорзина). В странах Западной Европы, в США и Канаде (а в последнее время и в России) очень популярна услуга так называемой экокорзины. Это своеобразная «подписка» на местный урожай без химических удобрений и ядохимикатов: за небольшую плату каждую неделю ближайшее фермерское хозяйство доставляет заказчику корзину с фруктами и овощами, которые поспели к этому времени. Каждый раз содержимое и наполненность корзины варьируется в зависимости от сезона, погодных условий и других непредсказуемых факторов: иногда вместо долгожданных помидоров вам могут вручить... мешок улиток, которые ранее эти помидоры успешно уничтожили. В любом случае, самый экологически чистый способ борьбы с нашествием прожорливых моллюсков — съесть их на ужин самому.
Нулевой километр. Современный покупатель с каждым разом все требовательнее относится к выбору продуктов питания: важны не только пищевая ценность и безопасность, но и уважительное отношение их производителя к окружающей среде. Именно поэтому продукты «km 0» выращиваются и перерабатываются в непосредственной близости от пункта продажи, что предполагает экономию времени транспортировки и топлива. В итоге фрукты и овощи попадают на стол по-настоящему свежими и вкусными, а количество выхлопных газов в атмосфере значительно снижается.
Получить престижную маркировку не так-то просто! Вся сельскохозяйственная продукция должна быть выращена естественным путем в экологически чистой зоне и иметь европейскую сертификацию БИО (о производстве биовина во Франции мы писали в этой статье).
Кроме того, максимальное расстояние от грядки до магазина не может превышать 100 километров. На этикетке «нулевого» товара в обязательном порядке указывается точное название места, откуда он прибыл. Зачастую регион выращивания защищен законом, ведь состав почвы каждого отдельно взятого места влияет на вкус конечного продукта — особенно, если это фрукты и овощи. Вина, привязанные к своему географическому месторождению, нас уже не удивляют: все знают, что настоящее шампанское может быть только из французской Шампани, а вино Риоха — только из Испании. Теперь же специальным сертификатом с географическим наименованием могут похвастаться не только вина, а обычные фрукты и овощи, мясо и молоко, рыба и морепродукты и даже грибы!
«Слоу-ресторан». Модная тенденция настигла не только супермаркеты, но и рестораны. Чтобы заработать ярлычок slow food, нужно немало потрудиться! Помимо членства в известной организации, заведению необходимо иметь в меню как минимум пять блюд из «нулевых» ингредиентов, где сертифицированным продуктам отведена главная роль (содержание «нулевых» составляющих не менее 40%). Причем эти продукты должны быть куплены напрямую у производителя, без посредников. Рыбу полагается приобретать в ближайшей портовой лавке, а мясную и молочную продукцию slow-рестораны нередко производят сами в прилегающем фермерском хозяйстве. Отходы же, которых при таком раскладе получается совсем немного, необходимо сортировать должным образом.
Помимо этого, slow-повара в сотрудничестве с ближайшим конвивиумом обязаны хотя бы раз в год устраивать бесплатные образовательные семинары — прежде всего чтобы научить молодое поколение правильно питаться. Каждый год сертификат slow food необходимо продлевать, для чего конвивиум присылает специальную комиссию с проверкой.
Конечно, быть slow-рестораном в городских условиях довольно сложно (впрочем, есть и такие). Именно поэтому чаще всего это традиционные сельские заведения, расположенные в живописных уголках — там, где помимо дегустации местной кухни можно полюбоваться пейзажем и отдохнуть от городской суеты.
Фото: Legion-Media и автора