Как женщины работают в атомной отрасли

Атомная отрасль считается «мужской», но это совсем не так: женщины работают практически во всех «атомных» профессиях. Работницы общаются и поддерживают друг друга — например, работает Объединение женщин атомной отрасли.

О том, чем занимаются атомщицы, за что любят свою работу и сталкиваются ли с гендерными стереотипами, мы попросили рассказать трех работниц атомной отрасли.

«Не каждый мужчина справится с моей работой»

Мария Просвирова, 29 лет, слесарь механосборочных работ, ФГУП «Приборостроительный завод» (ПСЗ), ЗАТО Трехгорный (Челябинская область).

ФГУП «Приборостроительный завод» специализируется на изготовлении продукции производственно-технического назначения, в том числе систем, отдельных приборов и комплектов, предназначенных для радиационного контроля, товаров народного потребления и продукции по гособоронзаказу.

Content image for: 518586

Все работники нашего участка — преимущественно женщины. Поэтому у коллег моя специальность никакого удивления не вызывает — на нашем заводе есть женщины-токари, инженеры, технологи, начальники участков, операторы станков с ЧПУ. Посторонние люди иногда спрашивают, не хочу ли я перейти на более «женскую» работу. На это я отвечаю: моя работа и есть — женская! Кстати, наш завод изготавливает продукцию в том числе и для гособоронзаказа, поэтому я считаю 23 февраля и своим праздником тоже.

Я родилась и выросла в Трехгорном. Это закрытый город, маленький, спокойный. Многие люди представляют себе закрытый город тюрьмой за колючей проволокой, но это совсем не так. Въезд в город по пропускам: жители города могут перемещаться беспрепятственно, а вот посторонние к нам не попадут. Поэтому у нас безопасно, а еще очень чисто и красиво.

У нас в городе с детства знают, что такое атомная отрасль, чем занимается Приборостроительный завод. На заводе работали мои бабушка с дедушкой, там же работают мама и папа, братья, друзья. Так что я атомщик в третьем поколении.

Уже после окончания школы я поняла, что хочу полноценно работать, поэтому училась на заочном отделении одного из наших институтов и одновременно устроилась работать на ПСЗ. У меня была замечательная наставница, которая всему обучила.  Я все схватывала на лету, у меня хорошо получалось, и я буквально летела на работу.

Сейчас мой трудовой стаж уже десять лет.

Многие думают, что слесарь — это усатый мужчина, с ног до головы вымазанный мазутом, с гаечным ключом в руке. У нас, конечно, все совсем по-другому: работники носят аккуратную спецодежду — рабочую куртку, штаны и ботинки, волосы убраны.

Мой день начинается в начале шестого утра. Я завтракаю, собираю сына, отвожу его в детский сад и к восьми утра прихожу на предприятие. Моя работа состоит в обработке деталей: с помощью специальных инструментов я устраняю все дефекты, убираю острые грани. Еще я делаю небольшие сборки из нескольких деталей. Мы работаем с очень мелкими деталями — не каждый мужчина сможет удержать такую в руках, это задача для тоненьких женских пальчиков.

Работа эта очень кропотливая, практически ювелирная. Она требует внимательности, аккуратности, точности, терпения. Я люблю свою работу: она сделала меня той, какая я есть.

 «Мозг постоянно работает на 110%!»

Анна Безрукова, 31 год, инженер-технолог технологического цеха АО «Уральский электрохимический комбинат» (УЭХК), ЗАТО Новоуральск (Свердловская область).

Content image for: 518586

АО «УЭХК» занимается обогащением урана, поставляемого для обеспечения потребностей в ядерном топливе атомных электростанций и других ядерных энергетических установок. Предприятие является самым мощным производителем обогащенного урана не только в России, но и мире.

На нашем комбинате по моей специальности работают только две девушки (включая меня), остальные -– мужчины. Иногда приходится сталкиваться со скептическим отношением со стороны коллег, но я стараюсь не принимать это близко к сердцу.

Женщинам на моей должности постоянно приходится доказывать свою компетентность. Мне кажется, что спрос с нас больше, чем с мужчин, и требования выше. Считаю, что в нашей профессии личные качества, знания и умения значат гораздо больше, чем гендерная принадлежность.

Не так давно я вступила в Объединение женщин атомной отрасли — думаю, что только вместе мы сможем изменить мир в лучшую сторону.

Я родилась и выросла в закрытом городе Новоуральске. Мой папа — атомщик, всю жизнь проработал в производственном цехе УЭХК. Но про свою работу он ничего не рассказывал, так как это секретно — на все мои вопросы о том, чем он занимается, отвечал, что разговаривает по телефону. Поэтому о том, что такое наш комбинат, я ничего не знала. Уже после окончания университета, когда впервые пришла на работу в цех и увидела всю мощь УЭХК, была поражена.

Физика мне нравилась с детства. Я окончила школу с золотой медалью, поступила на кафедру теоретической физики и прикладной математики Уральского федерального университета (УрФУ). Этот же факультет окончил в свое время и мой папа.

После окончания университета я поняла, что в работе мне хочется больше практической деятельности. Примерно в это же время познакомилась с будущим мужем, а он — работник УЭХК. Поэтому вернулась обратно, в родной город.

Новоуральск мне нравится. Он безопасный и компактный — моя дорога до работы занимает на машине 13 минут, хотя я живу в самой дальней от работы точке. В нашем городе, как и во многих атомных городах, высокий уровень образования и культуры. Есть свой театр, дворец спорта, дом культуры.

«Атомные» предприятия — мощные, высокотехнологичные, наукоемкие. Работать на таком предприятии престижно и интересно.

У меня разноплановая работа. Во-первых, я готовлю отчеты о работе технологического оборудования. Если выявляется несоответствие, то требуется проводить анализ: с чем это связано и к чему может привести. Во-вторых, выполняю расчеты определенных параметров оборудования газоразделительного производства для последующего учета ядерных материалов.  В-третьих, мне нужно хорошо разбираться с нормативной документацией, быть готовой к разного рода проверкам: и внутренним, по ядерной и радиационной безопасности, и внешним инспекторским проверкам. Все они бывают часто.

В моей работе важна личная ответственность, внимательность, сосредоточенность. Мне нравится, что в ней почти нет рутины. Мозг постоянно работает на 110%. Кроме того, у меня очень хороший руководитель, Скороход Алексей Григорьевич — он всегда готов помочь, подсказать. Когда чувствуешь такую опору, все трудности можно преодолеть.

«В нашей отрасли работают замечательные девчонки!»

Инна Пигулевская, 49 лет, заместитель начальника службы ядерной и радиационной безопасности, начальник лаборатории радиационной безопасности ПАО «Машиностроительный завод» (МСЗ), город Электросталь (Московская область).

Content image for: 518586

ПАО «Машиностроительный завод» одно из старейших предприятий России, он работает с 1917 года.  С 1954 года завод занимается производством тепловыделяющих элементов и тепловыделяющих сборок для атомной энергетики. Сейчас основная продукция МСЗ ядерное топливо для различных типов реакторов.

В моем подчинении находятся около 30 человек, из них примерно половина — женщины. Но в отрасли по направлению ядерной и радиационной безопасности мужчин, конечно, гораздо больше, чем женщин.

Мне одинаково легко работается как с женщинами, так и с мужчинами. У нас в коллективе к женщинам относятся уважительно, нет никаких «взглядов свысока», но и поблажек по гендерному признаку тоже нет. В карьере я никаких препятствий не встречала, мне удается находить баланс между работой и семьей.

Думаю, женщинам нужно взять инициативу в свои руки, поверить в себя. Я амбассадор Объединения женщин атомной отрасли и вижу, с каким воодушевлением наши девушки общаются, помогают друг с другу. Вообще у нас в отрасли работают замечательные девчонки, настоящие профессионалы!

Я выросла в небольшом старинном городке в Киевской области. В детстве серьезно занималась легкой атлетикой, увлекалась шахматами. Затем поступила на факультет промышленной экологии Российского химико-технологического университета (РХТУ) в Москве. Там познакомилась с будущим мужем —  он тоже учился в РХТУ, на инженерно-физическом факультете, а выпускники этого факультета, как правило, распределялись на предприятия атомной отрасли. Его распределили на машино-строительный завод, и вместе с ним сюда пришла и я. И вот уже 23 года я работаю на МСЗ.

Я начинала карьеру с должности инженера группы контроля основных цехов. Затем стала ведущим инженером, а потом и руководителем группы, которая занималась изучением и контролем воздействия на экологию МСЗ. А в 2007 году вышли первые в России Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, их нужно было внедрять на предприятии. Руководство предложило мне возглавить лабораторию учета и контроля РВ и РАО. Мы с нуля разработали инструкции по учету и контролю РАО на предприятии, обучили персонал, внедрили эту систему. Это стало огромным профессиональным опытом.

У нашей службы много направлений работы: это мониторинг, учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, организация радиационной безопасности, аварийное реагирование, ядерная безопасность (в том числе — получение необходимых лицензий от Ростехнадзора), вывод из эксплуатации. В общем, спектр работ широкий — скучно не бывает ни дня!

МСЗ оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. Например, выбросы радионуклидов составляют всего 1% от разрешенных, то есть мы выбрасываем в 100 раз меньше допустимой нормы.

Еще больше об атомной промышленности на www.atom75.ru 

Еще читай:

Фото: legion-media.ru