Никаких браков, офисов и пенсий: чего хотят современные 30—40-летние
Все ли перечисленное относится к тебе?
Американская теория поколений, описывающая поведенческие циклы людей в зависимости от периода их рождения, получила свое распространение и в России. Особый интерес у социологов, маркетологов и ученых вызывают миллениалы, или, как их еще называют, поколение Y — люди, рожденные между 1980 и 2000 годами. Рассказываем о том, что же это за такое поколение и каковы его ценности.
Согласно теории Уильяма Штрауса и Нила Хау, глубинные ценности каждого из поколений формируются в процессе взросления под влиянием внешних факторов. Все поколения имеют собственные паттерны поведения, характерные для подавляющего большинства представителей определенной возрастной категории.
Нужно понимать, что на индивидуальном уровне теория Уильяма Штрауса и Нила Хау слаба, поскольку на формирование поведенческих реакций личности сильное влияние оказывают такие моменты, как особенности характера, воспитание в семье, достаток, отношения с родственниками и т. д. Тем не менее есть ряд специфических характеристик, которые характерны для большинства миллениалов.
1. Они еще помнят, какой был мир без интернета и ценят отношения оффлайн больше, чем общение в сети.
2. Миллениалы из России и других стран СНГ первыми отправились учиться за рубеж после падения железного занавеса. Они же первыми стали осваивать нестандартные подходы к решению проблем. А стратегическому подходу к жизни и работе они обязаны компьютерным играм, массово появившимся в 90-е годы.
3. Внезапно открывшаяся вариативность выбора и пережитый скептицизм старшего поколения по этому поводу привел к тому, что саморефлексия и неврозы стали частыми спутниками представителей генерации Y.
4. У них возникает желание создавать уникальные вещи, ресурсы, услуги и персонализировать все вокруг себя. Постоянно растущая конкуренция и наступающее на пятки новое поколение Z заставляет искать нетривиальные пути развития. Благодаря этому появляются нешаблонные стартапы и бизнесы, меняющие современный мир.
5. Поколение миллениалов было лишено бесплатного жилья, образования и медицины. Это сформировало определенное отношение к материальным благам, ставящее комфорт материальный на один уровень с комфортом душевным.
6. Также миллениалы первыми сформировали субкультуру «чайлдфри» и культуру свободных отношений при взаимном уважении партнеров друг к другу.
7. Это первое поколение, готовое работать и учиться до конца жизни. Понимание уязвимости пенсионной системы и недоверие к государству заставляют миллениалов искать ту сферу деятельности, которая позволит им достойно прожить в старости или же работать вне зависимости от возраста.
8. Поколение Y предпочитает вкладываться в самообразование и здоровье, считая их важнейшими инвестициями на пути к счастливой и долгой жизни. Спорт занимает важную часть жизни миллениалов, как и здоровое питание.
Поколение Y и государство находятся в замкнутом круге отношений друг с другом. Молодежь, или по крайней мере большая ее часть, не рассчитывает на поддержку со стороны государства в долгосрочной перспективе. А сокращение поступлений в казну от миллениалов ставит под угрозу их будущие пенсионные выплаты. Основными факторами возможных проблем могут стать:
1. Недоверие сегодняшних платежеспособных миллениалов к государственной поддержке.
Они предпочтут рассчитывать только на себя, а не участвовать в совместных схемах с государством.
2. Неэффективность пенсионных реформ, не меняющих суть пенсионной системы выплат.
3. Миллениалы не хотят инвестировать в движимое и недвижимое имущество. Соответственно, они не пополняют казну государства, предпочитая арендовать, а не приобретать.
Государство со своей стороны обеспокоено тем, что под конец жизни миллениалы будут претендовать на социальные льготы, не вложив при этом ничего в молодости. Но таким ли массовым будет это явление? Давайте представим человека, который самореализовался без бесплатных университетов и оплачиваемых отпусков, предоставленных государством, как это было с поколениями второй половины XX века. Это формирует портрет личности, активной и гибкой к обстоятельствам.
Вероятнее всего, для этой личности 50—60 лет — не возраст прекращения деятельности. К этому времени повзрослевшие миллениалы будут уже свободны от обязанностей по отношению к своим детям, и им откроются новые возможности в связи с развитием технологий и появлением новых профессий, равнодушных к возрастным рамкам. Очевидно, что миллениал предпочтет и дальше вести насыщенную активную жизнь, а не доживать старость на мизерную пенсию от государства.
Поколение Y ставит под сомнение значимость института брака. На первый план у представителей этого поколения выходят сами отношения, а не их формальная сторона. Кроме всего прочего, миллениалы — первое поколение, которое считает себя молодыми вплоть до 35—40 лет и дальше, поэтому они не спешат связывать себя серьезными отношениями до момента личностной и финансовой состоятельности. Все это позволило миллениалам сознательнее подходить к вопросу построения семьи и рождения детей, уменьшая процент браков в стране.
Политики и социологи считают, что ожидать всплеска рождаемости среди уже выросших миллениалов не приходится. Этот фактор обусловлен в первую очередь экономической ситуацией в стране. Несмотря на то что уровень ВВП медленно, но верно растет, экономическая ситуация кардинальным образом не меняется из-за политики перераспределения поступающих средств. Это приводит к росту уровня бедности. Ко всему прочему стоит учитывать малочисленную группу женщин, которые были рождены в кризис 90-х годов, и увеличение возраста рождаемости с 25 до 31 года за последние 10 лет.
Еще одна причина падения уровня рождаемости — популяризация движения childfree. Так, в 2014 году 17% опрошенных москвичей и 6% жителей России заявили о нежелании иметь детей. С каждым годом эти цифры увеличиваются. Представители сообщества чайлдфри предпочитают жить в свое удовольствие. Нежелание заводить детей они объясняют высоким уровнем затрат на воспитание детей, неблагоприятным климатом в государстве и перенаселением планеты.
Изменился и классический сценарий отношений между мужчинами и женщинами. Женщина миллениал часто самодостаточна и ждет от мужчины не финансовой поддержки и защиты, а партнерства. Такие женщины, рожая детей, не отказываются от работы и саморазвития, но отказываются выполнять роль классической домохозяйки и матери, когда она попадает в полностью зависимое от мужчины положение.
Миллениалам, рожденным и выросшим на постсоветском пространстве, открылись недоступные предыдущим поколениям возможности. Из-за обилия вариантов они долго находятся в поиске себя, своего пути в жизни. Часто миллениалы решаются на кардинальные изменения, уезжая на полгода в экзотические страны вроде Бали. Поддерживать достойный уровень жизни помогает еще одна современная возможность — фриланс.
Поколение Y первое, которому предоставлен выбор зарабатывания денег удаленно, но при этом они прочувствовали все преимущества и недостатки работы в офисе. В отличие от поколения Z поколение Y спокойно относится к возможности работы по графику, поскольку эта модель им знакома и понятна. Они способны работать как в офисе, подчиняясь условиям корпоративной культуры, так и удаленно, самостоятельно выбирая сроки и стиль выполнения заданий.
Миллениалы многозадачны и ответственны, но при этом не ставят на первое место работу. У молодежи нет мотивации трудиться на благо Отечества, чтобы к моменту выхода на пенсию получать прожиточный минимум и доживать, а не наслаждаться жизнью. Они также не готовы отдавать все силы на зарабатывание денег или достижение общественной, общегосударственной цели.
Баланс между семьей и работой — важный аспект их жизни. В рабочем и учебном пространстве они хорошо воспринимают структурированную наглядную информацию. Ценят ее в обрамлении примеров и ярких образов.
В целом, теория поколений показывает нам вполне реалистичную картину общества, которая основана на реальных фактах. Так, на примере наших современников-миллениалов мы можем уловить общие черты в их поведении. Именно миллениалы чаще всего выбирают вино вместо пива, учиться йоге едут в Индию, а получать опыт в маркетинге предпочитают в Америке. Они же предпочтут свободные, но счастливые отношения браку, а настоящие эмоции — накопительству и роскоши. Но, конечно, важную роль играет индивидуальность — представители одного и того же поколения могут очень сильно отличаться друг от друга.
Читай также, сколько зарабатывают: