Кристина Вазовски, создательница популярных подкастов «Это провал», «К тебе или ко мне» и «Извини, что голосовым!» и основательница подкаст-студии «ТОЛК», написала книгу о том, как быстро и качественно влиться в новую аудио-среду. В «Подкасте за две недели» (издательство «Альпина Паблишер») изложена подробная инструкция о том, как назвать свое детище, пригласить героев и заинтересовать аудиторию. Про тренды этого звукового процесса тоже можно узнать много нового.
Подкастинг стал профессиональной сферой
Возможно, подкасты сегодня не такой популярный жанр, как видео на youtube или ролики в TikTok, но индустрия подкастинга стремительно развивается. Об этом свидетельствует появление студий, интерес рекламодателей (они готовы платить за рекламу отдельным блогерам и студиям, работающим в аудио-формате). Более того, на рынке труда можно встретить соответствующие вакансии – например, «редактор подкастов».
Иначе говоря, сфера медленно вырастает из материала одного человека, сделанного на коленке и записанного на телефон, затянутый в носок (так звук в домашних условиях записывается лучше), в профессиональную деятельность, которая задействует специальную технику, а порой – и целую команду. В галерее смотри на известных тиктокеров, которые смогли пробиться к славе и многомиллионным контрактам, а ведь когда-то и в их видео и работу никто не верил:
Расследования и документалистика в подкастинге
Многие подкастеры проделывают огромную работу по обработке реальных документов и файлов, связанных с историями из прошлого. Так появляются подкасты о расследовании несчастных случаев, анализы о поиске серийных убийств, более подробная справка о чрезвычайных событиях. В Америке подобные подкасты уже давно стали сферой интересов киносценаристов – по сути, создатели аудио-контента делают всю работу за них, собирая всю базу.
Так, на свет появился, например, сериал «Возвращение домой» с Джулией Робертс в главной роли. Робертс играет социального работника, который выслушивает военнослужащих и помогает им вернуться на гражданку. Соответственно, рассказы и телефонные разговоры военных и были когда-то объединены в один подкаст.
Сериал «Предания», собравший страшные легенды, тоже родился благодаря подкасту. Его создатели кропотливо анализировали городской фольклор и рассказывали о происхождении веками пугавших жителей историй.
Сторителлинг
Это модное англоязычное словечко, которое сегодня звучит отовсюду, означает умение рассказывать историю, подходящую для того или иного жанра. Люди рассказывали истории, как только научились говорить, – в этом была суть литературы, драматургии и других видов искусства.
Сторителлинг, в отличие от известных нам рассказов в книжках, – это маркетинговый инструмент, у которого есть определенная цель: донести до аудитории конкретную информацию о продукте, человеке или явлении. У сторителлинга (как и у современных людей) нет времени на описания и долгое создание атмосферы, нужно четко и сжато подать информацию, при этом не потеряв главного героя и нить повествования. Именно это важно в соло-монологах на заданную тему и в интервью – если долго и муторно разливать воду, то слушатель просто выключит запись и вряд ли захочет вернуться к контенту. Так что умение вкусно подать свои мысли или произошедший эпизод из жизни особенно важно в аудио-формате.
Полезные советы из книг: