Психолог на примере героя «Мастера и Маргариты» раскрыла, как проявляется зависимость от мнения других

«Одноклассники» представили проект «Психология русской литературы», в котором эксперты пытаются разобраться, что хотел сказать автор через своих персонажей. В одном из выпусков темой дискуссии стал роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Редактор рубрик «Мода» и «Психология»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Мастер «рушится» поле того, как его роман не приняли в обществеИсточник: Кадр из фильма

Практикующий психолог Виктория Нагорная и автор канала «Юмористическая фантастика Крылатой» Анна Крылатая решили разобраться в теме зависимости от мнения окружающих и растворении в партнере на примере Мастера.

Зависимость от мнения окружающих

«Мастер — персонаж, у которого нет имени. Гений и страдалец. Идеальный пример того, как творческая одаренность может не спасти, а разрушить, потому что внутри — не стержень, а обнаженный нерв», — описывает главного героя Анна Крылатая.

Читайте также

Психолог Виктория Нагорная соглашается и напоминает, что Мастер «рушится», после того как его роман не приняли в обществе.

«У него нет внутренней опоры. Он не выдерживает критики — даже не яростной, а равнодушной. Его самооценка полностью завязана на признании или непризнании его текста, — объясняет Виктория. — После травмы отвержения у него развивается сильнейшая депрессия как проявление творческого невроза».

Также психолог отмечает, что такой тип личности (как Мастер) склонны к потребности в «спасительной любви». И именно поэтому у героя на фоне творческого невроза еще и возникает растворении в объекте своей любви — Маргарите. 

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Маргарита — не просто возлюбленная, а единственная опора в разрушенном мире МастераИсточник: Кадр из фильма

Растворении в партнере

«Маргарита — не просто возлюбленная, а единственная опора в разрушенном мире Мастера. Он не существует без нее. Его психическая устойчивость зависит от ее признания, заботы, тепла. Это проявление тревожно-зависимого расстройства личности… Такое поведение — не зрелая близость, а компенсация глубокой внутренней нестабильности», — поясняет Виктория Нагорная.

Анна Крылатая добавляет, что, несмотря на психотравмы, Мастер — умный человек, глубокий и гениальный. Однако, добавляет Виктория, ум — не то же самое, что психическая устойчивость: Мастер не знает, кто он вне любви, вне романа, вне признания, подобное в психологии называют растворенной идентичностью.

Подводя итог, психолог напоминает о том, что в жизни важно чувствовать, но не «сгорать», любить, но не «растворяться», творить, но при этом оставаться «живым».