Первый раз я рискнула попробовать сгущенку в 10 лет: молоко я не пила и была уверена — раз сгущенка из молока, то точно мне не понравится. Но логика подвела: сгущенное молоко оказалось вкусным. Еще чаще, чем логикой, при решении «есть или не есть» я руководствовалась оценкой внешнего вида блюда. То, что казалось невкусным, даже не пробовалось. Многие блюда, попавшие в детстве в разряд невкусных, я не ем до сих пор. И, соответственно, не готовлю.
И все бы ничего, да вот муж любит именно то, что находится у меня в черном списке — винегрет, селедку под шубой и другие майонезные салаты. Радоваться этому он может только в гостях или ресторанах. Справедлива народная мудрость: чего жена не любит, того мужу не едать.
Формирование пищевых пристрастий — вещь удивительная и происходит в детстве, в период до трех лет. В это время специалисты советуют предлагать малышам еду в «чистом виде», не добавляя в нее соль, сахар и специи для вкуса. Это только нам, привыкшим к «нездоровому» питанию, пресная пища кажется безвкусной, но на самом деле вкус натуральных продуктов ярок и своеобразен, надо лишь дать возможность рецепторам языка его почувствовать. Впрочем, это все — теория. Подрастая, ребенок все равно пробует «обычную» еду, «испорченную» сахаром, солью, приправами, и вряд ли от нее отказывается.
Вкусы наших детей различны. Пятилетний Петя с подозрением относится к свисающим макаронам, неровным кусочкам мяса в гуляше, волокнистой структуре курицы, зато с удовольствием есть авокадо (единственный в семье!), лук и чеснок в свежих салатах, любит чечевицу. Четырехлетняя Маша, как и многие дети, резко против лука в первых и вторых блюдах, не нравится ей и зелень, зато — удивительно! — равнодушна к сладкому и ничего не имеет против каш. Полуторогодовалая Аня ест исключительно мясо и рыбу, причем большими кусками и без гарнира.
И мне, учитывая такой разброс гастрономических пристрастий, бывает непросто придумать завтрак, обед и ужин. Готовить отдельно для каждого кажется мне не самым правильным решением. Заставлять есть всех то, что дают, — тоже не вариант (я до сих пор помню, как давилась гороховым супом в садике и плакала дома над бигусом). Удивительное дело — вкусы, о которых не спорят, но которые легко могут разделить людей за семейным столом. И именно поэтому я, пусть и с переменным успехом, каждый раз ищу «гениальный» выход. А когда нахожу — чувствую себя великим кулинаром :-).